АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО сгубил кишечный жучок



Наиболее популярными среди историков были две версии смерти великого полководца в 323 году до нашей эры: его либо отравили, либо он умер от малярии. На самом деле, по мнению профессора Джорджа ОЛДЭЙЧА, Александр пал жертвой маленького кишечного жучка, который спровоцировал тифозную лихорадку.



За неделю до смерти у него были все признаки инфекции и один из них - боли в животе, вынуждавшие кричать даже в агонии. А именно тифозная лихорадка, если лечение отсутствует, приводит к перфорации кишечника и вызывает ужасную боль. Возможно, в заблуждение врачей того времени ввела такая особенность этой болезни, как паралич, который поражает ноги, тело, мышцы и замедляет дыхание.



В древних отчетах написано, что тело Александра после смерти не имело признаков разложения в течение нескольких дней. Действительно, такой специфический паралич делает человека похожим на мертвого, даже если он еще жив.



В то время эту лихорадку невозможно было вылечить. Сейчас лекарство имеется - называется «ацидофил» и помогает укрепить иммунитет для борьбы с кишечным жучком. Александр мог подхватить его из-за грязной воды или из-за несоблюдения правил гигиены.



Светлана КУЗИНА

Владимир ЛАГОВСКИЙ




Комментарии
02.04.2007 в 08:23

"Летчик жив - полет удался" (с)
КаМея Хорошие версии, и сразу видно, что составлялись современными врачами :) Они в самую последнюю очередь рассматривают возможность инфекционного заболевания и происходит это потому, что современному врачу, при современном уровне медицины, бывает трудно принять в качестве смертельной банальную инфекцию, лечащуюся с помощью антибиотиков достаточно просто, и в запущенном виде в наше время встречающущся редко. Потому первое, что приходит в голову - алкогольный (токсический) гепатит.

Интересная статья, полно рассмотрены все представимые варианты. :) Спасибо. :)
03.04.2007 в 00:30

Желаю, чтобы все
Hephaestion

Естественно, современный врач запущенной до последней стадии пневмонии может и не увидеть ни разу. А о том, что дело происходило в не самом эпидемически благополучном регионе, в описании болезни не упомянуто. Вот если бы рассказ начинался словами "Офицер спецназа, находясь в командировке в Ираке...", версии инфекции заняли бы более существенное место.

И еще - в источниках встречаются две взаимисключающие друг друга версии болезни Александра. Первая - лихорадка, по типу напоминающая тропическую малярию, и вторая - патология органов брюшной полости, связанная с употреблением алкоголя. А в этом описании болезни обе версии скомпилированы.
03.04.2007 в 08:13

"Летчик жив - полет удался" (с)
КаМея Запущенные стадии пневмонии сейчас как раз встречаются достаточно часто по сравнению с такими же стадиями брюшного тифа. :)

И заболевания органов брюшной полости, связанные с острой или хронической алкогольной интоксикацией никак не исключают наличие инфекционного заболевания, малярии или любого другого, параллельно, клиническую картину, конечно, они будут взаимоискажать, о чем в анализе и сказано. :) Хорошая история болезни. :)



Офицер спецназа, находясь в командировке в Ираке... Сказали бы - "а почему это этот офицер спецназа, отправляясь в командировку, оказался не привит от тропических инфекций?... :-D Должен был быть привит... неееет, точно напился коктейля "авиационный"! :-D Токсический гепатит, товарищи." :drug: :doc:
03.04.2007 в 22:47

Желаю, чтобы все
Hephaestion

Одно другому не мешает, конечно, можно подцепить малярию, а потом упиться до панкреатита или гепатита. Но в том-то и дело, что историки Александра упоминают либо одну версию, либо другую, и они не пересекаются. И какой из них верить?

Насчет прививок верно... От малярии прививки вроде нет?
04.04.2007 в 07:55

"Летчик жив - полет удался" (с)
КаМея Нет, сейчас противомалярийной вакцины нет, предпринимают меры по предотвращению нападения комаров и химиопрофилактику для предотвращения распространения возбудителя в организме. :-(



Но в том-то и дело, что историки Александра упоминают либо одну версию, либо другую, и они не пересекаются. И какой из них верить?

Это странно, особенно когда обсуждают медики... Но вот в этой "истории болезни" по крайней мере сказано, что диагностика затруднена в связи со стертосью картины, и может быть и это, и это, и это. И в этой истории не рассматривают возможность умышленного отравления и не перечисляют возможные отравляющие вва. А так, кстати, возможно и третье - стечение обстоятельств. :aaa:
06.04.2007 в 03:53

Желаю, чтобы все
Hephaestion

С версией отравления все будет сложнее - если болеют людит ем же, что и 2000 лет назад, то яды теперь используются свосем другие. Так что описывать симптомы Александра современному токсиколгу будет пожалуй бесполезно, тут нужен специалист по древним ядам.

ЗЫ А со щитовидкой у Александра проблем случайно не было? Большие навыкате глаза, влажные и блестящие, возбудимость, постоянно повышенная температура...

06.04.2007 в 07:39

"Летчик жив - полет удался" (с)
КаМея А со щитовидкой у Александра проблем случайно не было? Большие навыкате глаза, влажные и блестящие, возбудимость, постоянно повышенная температура...

При таких симптомах возможно, только я не помню, кто говорил про постоянно повышенную температуру. Большие навыкате глаза - тоже очень спорно, на сохранившихся изображениях, имхо, глаза нормальные... Возбудимость, конечно, никуда не денешь, но она может быть связана и не со щитовидкой. ;-)
06.04.2007 в 13:58

Желаю, чтобы все
Hephaestion

Про температуру у Плутарха:

Кожа Александра очень приятно пахла, а изо рта и от всего тела исходило благоухание, которое передавалось его одежде, - это я читал в воспоминаниях Аристоксена. Причиной этого, возможно, была температура его тела, горячего и огненного, ибо, как думает Теофраст, благовоние возникает в результате воздействия теплоты на влагу. Поэтому больше всего благовоний, и притом самых лучших, производят сухие и жаркие страны, ибо солнце удаляет с поверхности тел влагу, которая дает пищу гниению. Этой же теплотой тела, как кажется, порождалась у Александра и склонность к пьянству и вспыльчивость.



А глаза огромнющие, на Помпейской мозаике особенно.
06.04.2007 в 16:42

Война, в отличие от любви, заканчивается ))
"А глаза огромнющие, на Помпейской мозаике особенно".



Это его муха персицкая под хитоном укусила, выслуживаясь перед Дарием )) а может живот прихватило - я в какой-то книжке, давным-давно еще, видела такой слэшный эпизод: у АМ в бою скрутило живот, и он уселся прямо рядом со сражающимися, а его верные телохранители встали в круг и растянули свои хламиды в виде ширмы, дабы царь без смущения мог оправиться... тогда ржала, и сейчас хихикаю... хотя, психологически, все возможно, что и переволновался )
06.04.2007 в 17:45

Желаю, чтобы все
Hephaestia

Судя по выражению лица не муха. а шершень :) и не один :)

А эпизод - из "Огней на курганах", когда АМ подхватил дизентерию, гоняясь за скифами



Телохранители Александра, отбиваясь от скифов, с трудом оттеснили их от царя царей. Схватив поводья его коня, плотным кольцом вылетели они из сечи и помчались обратно к реке.

Александр с трудом домчался до лодок. Здесь он приказал эфебу взобраться на скалу и следить за тем, что замышляют скифы. Сам же укрылся в кусты полыни, и телохранители загородили его, растянув плащи.

- Лекаря скорее, базилевс заболел животом! Где скифы? - кричали они.

- Скифы снова приближаются, - отвечал со скалы эфеб.

Александр, бледный, с синими кругами под глазами, поддерживаемый телохранителями, прошел в лодку. Гребцы отчалили и заработали веслами, направляясь к другому берегу.





А вся книга тут

07.04.2007 в 01:22

Война, в отличие от любви, заканчивается ))
КаМея,

сенкс, Ян у меня есть, оба романа, давно, значит, не перечитывала про "завитых, благоухающих яванов" в далеких диких степях))
07.04.2007 в 02:07

Желаю, чтобы все
Hephaestia

Оба романа? ПРо АМ же у Яна один - огни на курганах
07.04.2007 в 13:56

Война, в отличие от любви, заканчивается ))
Вот, блин, старость... Ильясовскую "Согдиану" я ему тоже приписала (
07.04.2007 в 22:36

"Летчик жив - полет удался" (с)
КаМея :) Да, помню этот отрывок, он у меня почему то как свидетельство о повышенной температуре тела не проассоциировался. :)

Ну возможно тогда, хотя гипертиреоз помимо этих симптомов сопровождается астенией, а у Александра астении что-то не видать...
07.04.2007 в 23:43

Желаю, чтобы все
Hephaestion

Кстати, еще о наклоне головы Александра:

Известно, что македонский царь Александр Великий (356 - 323 гг. до н. э.) имел особую посадку головы: подбородок приподнят, лицо повернуто вправо, а голова и шея отклонены влево. Подробно эта характерная черта великого императора описана Плутархом. Он отмечает, что личный скульптор Александра Лисипп создавал статуи царя с лицом, обращенным к небесам. На это указывали и другие, более поздние, авторы. Так, Tzetzes (XII век) утверждал, что Александр предпочитал скульптуры Лисиппа работам Стазикрата из Битинии, который изображал императора с безупречно прямой шеей, очевидно, из лести. Археологические находки, являющиеся, вероятно, копиями утерянных медных статуй, созданных Лисиппом, также демонстрируют характерный поворот головы и шеи. Первая из таких статуй была найдена Шевалье Азара в Тиволи в 1797 г. и преподнесена в дар Наполеону. В настоящее время она хранится в Лувре. Во время раскопок в Вирджинии, где располагалась древняя столица Македонии, в 1977 г. была найдена статуя из слоновой кости, в которой эти особенности императора особенно подчеркнуты. Примечательно, что эта статуя была создана при жизни Александра и, должно быть, одобрена им. Некоторые исследователи, в частности Е. Schwarzenberg, поддерживали версию о том, что Лисипп в своих произведениях скорее подчеркивал определенные черты характера императора, а именно гордость и несгибаемую волю, чем его физические особенности. Kiilerich предположил, что сам Аристотель указывал Лисиппу, как изображать Александра в скульптурах с тем, чтобы наилучшим образом представить величайшего из живущих. Leibach, напротив, полагает, что работы Лисиппа были наиболее реалистичными. А Schreiber и Stewart после детального изучения проблемы даже пришли к заключению, что скульптор скрывал некоторые (врожденные или приобретенные) дефекты своей модели.

Существует несколько медицинских объяснений неправильной посадки головы Александра. Dechambre считал, что у него была ортопедическая кривошея; Schachermayer высказывал предположение, что искривление шеи было обусловлено кифозом, возникшим в результате травмы. Первое из этих предположений выглядит наиболее правдоподобным. Автор этой теории провел тщательное анатомическое исследование статуи, обнаруженной Шевалье Азара. Это позволило выявить гемиатрофию лица, что характерно для ортопедической кривошеи. Однако наиболее логичным и, следовательно, вероятным является объяснение этой особенности императора с офтальмологической точки зрения. Компенсаторное изменение положения головы отмечается при различной офтальмологической патологии - параличах, ограничении движений глаз, двустороннем птозе и т. д. Положение головы Александра можно объяснить либо односторонним параличом левой нижней косой мышцы глаза, либо синдромом Брауна. Эти состояния обычно являются врожденными, но могут также возникать в результате травмы глазницы. Александр участвовал в битвах с ранней юности и его биографы указывают на множественные ранения, одно из которых привело к временной потере зрения. И хотя Dechambre выявил гемиатрофию лица, она все же была не столь выраженной, как гемиатрофия, отмечающаяся обычно при ортопедической кривошее. Кроме того, при исследовании статуи Азара, так же как и других, не отмечалось утолщения или напряжения грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Существует еще один аргумент в пользу глазной кривошеи - полная свобода движений головы и шеи. При ортопедической кривошее, напротив, ригидность грудино-ключично-сосцевидной мышцы приводит к стойкому изменению положения головы и шеи, которое не может быть пассивно или активно исправлено. Такое состояние делает невозможной какую-либо военную деятельность, особенно верховую езду.

Таким образом, вероятнее всего, абнормальное положение головы Александра, представленное в скульптурах и описанное его биографами, обусловлено глазной кривошеей, возникшей в результате паралича нижней косой мышцы левого глаза или синдрома Брауна.


08.04.2007 в 09:03

"Летчик жив - полет удался" (с)
КаМея Угу. Статью эту не читал, разговоры о специфическом положении головы слышал, всегда считал его приобретенным в результате боевой травмы, скорее всего. Кстати, травма могла быть причиной повышенного внутричерепного давления и как следствие изменения характера в сторону неконтролируемой вспыльчивости.
09.04.2007 в 23:57

Желаю, чтобы все
Hephaestion

Возможно; Плутарх упоминает о ранении камнем в голову и палицей в шею, полученном в Иллирии (речь, вероятно, идет о походе 337 г.,т.к. Арриан, подробно описавший иллирийский поход 335 г. ничег о ранении не говорит) Но почему тогда историки не сообщют, что привычка наклонять голову появилась после ранения?

10.04.2007 в 01:08

Война, в отличие от любви, заканчивается ))
А сколько раз Мегас с лошадки в детстве падал... Или на пирах - зацепится царской ноженькой за чье-нибудь нетрезвое копыто, и прыг-скок по вавилонским, к примеру, террасам... О таком историки не писали. А могло быть? *внутренний голос шепчет знакомую фразу*

- А почему - нет?
10.04.2007 в 02:08

Желаю, чтобы все
Hephaestia

прыг-скок по вавилонским, к примеру, террасам...

Скорее по пеллинским... по вавилонским он уже в конце жизни прыг-скок :)

А почему бы историкам и не написать про такое? "Шея была искривлена вследствие падения с лошади" - отчего не написать такое? а уж если пьяный с лестницы навернулся - любители исторических анекдотов такое бы не упустили.:)
10.04.2007 в 07:56

"Летчик жив - полет удался" (с)
КаМея Но почему тогда историки не сообщют, что привычка наклонять голову появилась после ранения? Трудно сказать... они и не пишут, что она была от рождения. Да и вообще стараются ее завуалировать "обращенным к небесам лицом" и пр... Может быть не настолько явным было это искривление, чтобы о нем упоминать? Не выбитый стрелой глаз чай..? :-( Или, возможно, искривление это было преходящим, нервно дергал головой во время душевного напряжения, скажем.
10.04.2007 в 14:25

Желаю, чтобы все
Hephaestion

Ну да... Плутарх пишет о наклоне головы, но не говорит, когда и почему он появился. Что искривление небольшое - понятно, если бы подвижность шеи была сильно ограничена, воевать Мегасу было бы проблемно. Но вот преходящее искривление - вряд ли, если бы Александр только иногда наклонял голову или как-нибудь ею дергал, не стали бы сподвижники этому подражать, да и на скульптуре не зафиксировали бы.
10.04.2007 в 16:54

Война, в отличие от любви, заканчивается ))
КаМея,

он еще после победы при Арбелах пару месяцев в Вавилоне оттягивался по полной ))



А по поводу так называемого искривления шеи... Есть у меня одна мыслишка. А что, если это было не искривление, а привычка наклонять голову в определенную сторону, чтобы слышать то, что тихо шепчет стоящий чуть сзади человек? ;) А если чел этот еще и выше ростом - чтобы выглядело органично, голова откидывалась назад и влево, глаза вскидывались вверх, типа птичек я считаю )))

Также вспомните изображения пирующих на симпосионах: если двое мужчин возлежали на одном ложе, в какой позе было удобнее всего переговариваться тому, что на переднем плане?

10.04.2007 в 18:52

Желаю, чтобы все
Hephaestia

он еще после победы при Арбелах пару месяцев в Вавилоне оттягивался по полной ))

Если бы Александр тогда с какой-нить террасы ступеньки сосчитал, да еще чего-нить себе покалечил, это уж точно не скрыть. Представляю, с каким восторгом тот же Курций расписывал бы нравственное и физическое падение властелина Ойкумены :) Да и изображения с наклоненной головой появились еще раньше. :sculpt:

А вот насчет привычки - очень даже вероятно. Типа, я с папой Зевсом говорю. :) Может, Саша эту позу специально перед зеркалом репетировал
12.04.2007 в 08:37

"Летчик жив - полет удался" (с)
КаМея если бы подвижность шеи была сильно ограничена, воевать Мегасу было бы проблемно.

Ну, у него выбора не было. Вон, папа Филипп вполне с одним глазом справлялся, и Александр бы справился. ;) Но все же думаю, что сильно выраженным это искривление не было... согласен с Hephaestia, может быть привычка.

А насчет бытовой травмы по пьяни очень сомнительно кажется, тогда точно говорили бы, на чужой роток не накинешь платок, а уж Курций до нас бы это, ППКС, донес, очень его цели отвечало бы!
12.04.2007 в 17:59

Война, в отличие от любви, заканчивается ))
В том-то и беда, и наша, и Курция, что, похоже, реальная история АМ дошла до любителей в сильно усеченном виде. А некоторые факты настолько извращены, что даже смешно - у одного и того же автора в описании конкретного события сходятся две несовместимые "правды".
12.04.2007 в 23:48

Желаю, чтобы все
Hephaestion

Проделала опыт. Завязала правый глаз, взяла палку, которой шторы задвигают, и потыкала в воображаемого супостата. :) ПОтом то же самое, наклонив голову и не двигая шеей. Последнее труднее, очень сковывает движения. Так что папе Филе, ИМХО, проще было. И еще: Филипп, по крайней мере в конце жизни, не так отчаянно лез в свалку, как сын. Когда при Херонее "опасность грозила самому царю" историками это было отмечено как нечто необычное. Кстати, о производственных травмах обоих: у Филиппа историки отмечают кроме глаза еще перебитую ключицу и рану копьем в бедро - обе в ближнем бою; видимо враг подобрался со стороны слепого глаза, а бодигарды проморгали. А у Александра из десятка дырок только три: палицей в шею в иллирийском походе, мечом в голову при Гранике (если верить Диодору, у остальных авторов разрубили только шлем) и мечом в бедро при Иссе - в ближнем бою. Две последних точно пустяковые - Мегас остался на ногах. А остальные раны, в том числе самые тяжелые, ему нанесли метательным оружием, стрелами и камнями. В рукопашной, судя по всему, Мегаса достать было ох как нелегко.
13.04.2007 в 08:04

"Летчик жив - полет удался" (с)
КаМея Отсюда мораль - скорее всего привычка, которая не мешала ориентироваться в бою. Не думаю, что у папы Филиппа бодигарды были сильно хуже, чем у сына. ;-) К тому же сына, с его "я дурак, бросай оружие" вообще охранить успешно было чудом, удачей большой.

Единственная поправка - опыт с учетом того, что проводящий опыт - человек не военный и с моделируемой травмой не живет. Александру, при всех прочих сопутствующих, было бы однозначно легче. Но против стравнения с Филиппом сказать нечего. :)
14.04.2007 в 00:52

Желаю, чтобы все
Hephaestion

Бодигарды были конечно не хуже; но и АМ как боец был покруче отца.

ЗЫ И последняя версия смерти Александра в результате чересчур усердного лечения чемерицей. Есть мнения?
14.04.2007 в 10:17

"Летчик жив - полет удался" (с)
КаМея Тогда в несколько этапов. :-( С повышением концентрации раствора, так сказать. Чисто технически долго, но не знаю... Лихорадку как туда утрамбовать?
14.04.2007 в 12:38

Война, в отличие от любви, заканчивается ))
Бодигарды были конечно не хуже; но и АМ как боец был покруче отца.



КаМея, про соматофилаксов согласна на все сто - они же ему от папаши достались ) а про личное воинское мастерство - вот откель это известно, а?.. Уважаемый падре Филиппос до своего воцарения в 359 году до н.э. прошел такую школу жизни, что Александросу и не снилось! Учился у фиванцев, а их плохими воинами никак не назовешь, сражался он в куда более суровых условиях, зачастую в пешем строю, и битв у него было поболее. И Александр за свои без малого 33 года был искалечен не меньше, чем отец за 46 с хвостом. И это говорит не только о горячности и безрассудстве, качестве доспехов и охраны, не так ли? ;)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии