Ich glaub', das kleine Glück ist groß © AnnenMayKantereit
Просматривала я тут альбом «Холодное оружие: самые красивые и знаменитые» (Москва, Аванта +, 2004) и вот что нашла:
читать дальшеВ главе «Копья, пики, алебарды» мне встретилось вот что:
… Особую славу снискало боевое копьё в первых регулярных армиях Древнего мира, в которых организованные, дисциплинированные, специально обученные воины использовали в сражениях правильные тактические построения. Наиболее известным историческим примером применения боевого копья пешего воина является македонская армия Филиппа II и его сына Александра.
Знаменитая македонская фаланга – «танк» древнего мира – представляла собой глубокое линейное построение, в основе которого лежало использование длинного пехотного копья. Тяжеловооружённые гоплиты выстраивались в 8 и более сомкнутых шеренг, причём, стояли друг за другом, образовывая колонны. Очень длинное (5-7 метров) тяжёлое копьё с длинным острым наконечником в форме листа лежало на плечах воинов и исполняло роль своеобразного каркаса, цементирующего ряд в единое целое. Менее длинные, но такие же мощные боевые копья предназначались для нанесения таранного удара. Действуя в обороне, их устанавливали под разными углами, что превращало фалангу в стального смертоносного ежа, а при наступлении для усиления силы натиска воины переходили с обычного шага на бег.
Помимо тяжёлых таранных копий греки применяли и более лёгкие. Ими наносили колющие удары или использовали для метания. Лёгкая пехота, располагаясь перед основными силами, первая встречала противника тучей дротиков. Они были меньше копья, в рост человека, с широкими кинжаловидными наконечниками. Дротик снабжался специальным ремнём – аментумом, с помощью которого его могли бросать на расстояние 60-65 метров…
В главе, которая называется «Магия клинка», есть вот что:
«Клинок базилевса»
В древности человек, претендовавший на власть, должен был доказать свою состоятельность в поединке с носителем божественной силы этой власти. Так, чтобы стать царём-воином, претенденту предстояло повергнуть сохатого (лося); будущему воеводе – сразиться с Бером (бурым медведем); советнику или визирю – поймать пантеру. Чтобы получить титул базилевса, надлежало убить льва, причём определённым жреческим оружием.
Следуя римским историкам, слово «базилевс» переводят как «царь». Но в эллинское время это был прежде всего герой: тот, кто своим личным примером показывал правильный путь – путь льва. Царь зверей олицетворял солнце, и человек, вышедший победителем из поединка со львом, принимал на себя его силу, власть, мужество.
Лев являлся культовым животным как Геракла, так и Гефеста. Символом этого культа был пещерный лев, а сам культ связывался с огнём. В позднейшей традиции к Гефесту перешло жречество огня, а значит, кузня и оружейная, Гераклу достались культ солнца и воинские испытания.
Жречество Гефеста встречалось в Египте ещё в III тысячелетии до н. э. Имя бога – Гефест или Эфес – не имеет греческого перевода (что выдаёт его малоазийское происхождение). Эфесом издавна называли рукоятку холодного оружия. Это подчёркивает связь Гефеста не только с оружейным делом, но и с самим оружием. Эфесы часто украшались изображениями льва – культового животного Гефеста. Клинок – режущая часть холодного оружия, то, чем стяжают славу, - олицетворял Геракла. Единое в древности жречество оружия против льва со временем разделилось – Геракл стал героем, идущим за славой, а Гефест – тем, кто куёт оружие, охраняет и своим умением вершит мирные дела. Но оба культа, как защиты, так и нападения, были тесно связаны с войной и ратными подвигами.
Жрец культа Геракла (царь-воин) выходил сражаться со львом безоружным, тогда как жрец Гефеста (царь-жрец) был вооружён. Сакральным оружием жрецов пещерного льва, выходивших на поединок базилевса, являлась махайра – кривой серповидный меч с лезвием на внутренней стороне клинка; длина его составляла примерно 50-65 см. Прямые деревянные ножны были отделаны золотом. Форма махайры напоминала клык льва, а её эфес – коготь тотемной кошки. Таким образом человек и тотемное животное имели идентичное оружие: клыки и когти льва против махайры человека, шкура животного против плаща претендента.
Сакральная махайра являлась прежде всего оружием идеологической власти. Её клинок указывал войску ритуальный путь, спасал от вражеских пут, от тёмного марева, навеянного колдунами и магами. Царь-жрец совершал ритуальное очищение армии, принимая на себя все её поражения и невзгоды. На торжествах царь-жрец, подобно Гераклу, носил вместо шлема львиный череп.
Без жреца-носителя махайра была просто красивым оружием, только вместе они олицетворяли сакрального воина солнца. Один из наиболее известных царей-жрецов культа пещерного льва – Македонский Александр Гефестион (вот не вру, так и написано! - Маграт). Он нёс на себе жречество Гефеста. С официальными похоронами сакрального оружия – махайры – в 324 г. до н. э. царь Александр Македонский сложил с себя жречество. Культ базилевса возобновился лишь в 301 г. до н. э.
От себя добавлю, что именно махайру мы и видели в фильме. Ещё её можно увидеть в руках Александра на мозаике из Пеллы, изображающей охоту Александра и Кратера на льва.
читать дальшеВ главе «Копья, пики, алебарды» мне встретилось вот что:
… Особую славу снискало боевое копьё в первых регулярных армиях Древнего мира, в которых организованные, дисциплинированные, специально обученные воины использовали в сражениях правильные тактические построения. Наиболее известным историческим примером применения боевого копья пешего воина является македонская армия Филиппа II и его сына Александра.
Знаменитая македонская фаланга – «танк» древнего мира – представляла собой глубокое линейное построение, в основе которого лежало использование длинного пехотного копья. Тяжеловооружённые гоплиты выстраивались в 8 и более сомкнутых шеренг, причём, стояли друг за другом, образовывая колонны. Очень длинное (5-7 метров) тяжёлое копьё с длинным острым наконечником в форме листа лежало на плечах воинов и исполняло роль своеобразного каркаса, цементирующего ряд в единое целое. Менее длинные, но такие же мощные боевые копья предназначались для нанесения таранного удара. Действуя в обороне, их устанавливали под разными углами, что превращало фалангу в стального смертоносного ежа, а при наступлении для усиления силы натиска воины переходили с обычного шага на бег.
Помимо тяжёлых таранных копий греки применяли и более лёгкие. Ими наносили колющие удары или использовали для метания. Лёгкая пехота, располагаясь перед основными силами, первая встречала противника тучей дротиков. Они были меньше копья, в рост человека, с широкими кинжаловидными наконечниками. Дротик снабжался специальным ремнём – аментумом, с помощью которого его могли бросать на расстояние 60-65 метров…
В главе, которая называется «Магия клинка», есть вот что:
«Клинок базилевса»
В древности человек, претендовавший на власть, должен был доказать свою состоятельность в поединке с носителем божественной силы этой власти. Так, чтобы стать царём-воином, претенденту предстояло повергнуть сохатого (лося); будущему воеводе – сразиться с Бером (бурым медведем); советнику или визирю – поймать пантеру. Чтобы получить титул базилевса, надлежало убить льва, причём определённым жреческим оружием.
Следуя римским историкам, слово «базилевс» переводят как «царь». Но в эллинское время это был прежде всего герой: тот, кто своим личным примером показывал правильный путь – путь льва. Царь зверей олицетворял солнце, и человек, вышедший победителем из поединка со львом, принимал на себя его силу, власть, мужество.
Лев являлся культовым животным как Геракла, так и Гефеста. Символом этого культа был пещерный лев, а сам культ связывался с огнём. В позднейшей традиции к Гефесту перешло жречество огня, а значит, кузня и оружейная, Гераклу достались культ солнца и воинские испытания.
Жречество Гефеста встречалось в Египте ещё в III тысячелетии до н. э. Имя бога – Гефест или Эфес – не имеет греческого перевода (что выдаёт его малоазийское происхождение). Эфесом издавна называли рукоятку холодного оружия. Это подчёркивает связь Гефеста не только с оружейным делом, но и с самим оружием. Эфесы часто украшались изображениями льва – культового животного Гефеста. Клинок – режущая часть холодного оружия, то, чем стяжают славу, - олицетворял Геракла. Единое в древности жречество оружия против льва со временем разделилось – Геракл стал героем, идущим за славой, а Гефест – тем, кто куёт оружие, охраняет и своим умением вершит мирные дела. Но оба культа, как защиты, так и нападения, были тесно связаны с войной и ратными подвигами.
Жрец культа Геракла (царь-воин) выходил сражаться со львом безоружным, тогда как жрец Гефеста (царь-жрец) был вооружён. Сакральным оружием жрецов пещерного льва, выходивших на поединок базилевса, являлась махайра – кривой серповидный меч с лезвием на внутренней стороне клинка; длина его составляла примерно 50-65 см. Прямые деревянные ножны были отделаны золотом. Форма махайры напоминала клык льва, а её эфес – коготь тотемной кошки. Таким образом человек и тотемное животное имели идентичное оружие: клыки и когти льва против махайры человека, шкура животного против плаща претендента.
Сакральная махайра являлась прежде всего оружием идеологической власти. Её клинок указывал войску ритуальный путь, спасал от вражеских пут, от тёмного марева, навеянного колдунами и магами. Царь-жрец совершал ритуальное очищение армии, принимая на себя все её поражения и невзгоды. На торжествах царь-жрец, подобно Гераклу, носил вместо шлема львиный череп.
Без жреца-носителя махайра была просто красивым оружием, только вместе они олицетворяли сакрального воина солнца. Один из наиболее известных царей-жрецов культа пещерного льва – Македонский Александр Гефестион (вот не вру, так и написано! - Маграт). Он нёс на себе жречество Гефеста. С официальными похоронами сакрального оружия – махайры – в 324 г. до н. э. царь Александр Македонский сложил с себя жречество. Культ базилевса возобновился лишь в 301 г. до н. э.
От себя добавлю, что именно махайру мы и видели в фильме. Ещё её можно увидеть в руках Александра на мозаике из Пеллы, изображающей охоту Александра и Кратера на льва.
Ой, как странно... В 324 г. как раз Геф умер. И что, Александр вместе с ним сакральное оружие похоронил?
А вообще, интересная информация. Где-то мне попадалось, что древние македоняне и греки как раз махайрой в бою и не пользовались. Но, в принципе, одно другому не противоречит.
Очень интересная информация! Еще читая описание клинка я понял, что вот оно!:
DeeLatener Гефестион же тоже Александр - ага! я тож повеселилась
Еще читая описание клинка я понял, что вот оно! - именно. У неё ещё такой характерный эфес, хорошо виден в тот момент, когда Александра раненого несут на щите после индийской битвы
ГДЕ ИДЁТ???
А о Кассандре... ну нинада... я ж пытаюсь собраться с мыслями, чтоб уж наконец написать свои части ГУ 2... а тут... такие видение... вах
Один из наиболее известных царей-жрецов культа пещерного льва – Македонский Александр Гефестион (вот не вру, так и написано! - Маграт). Он нёс на себе жречество Гефеста. С официальными похоронами сакрального оружия – махайры – в 324 г. до н. э. царь Александр Македонский сложил с себя жречество. Культ базилевса возобновился лишь в 301 г. до н. э.
Немного жутенько. Со смертью Гефа, Гефеста, Александр сложил с себя полномочия льва.
А сочетание Македонский Александр Гефестион вообще навевает станные мысли о том, что не было никакого друга Гефестиона, а был Александр, царь-жрец культа базилевса, именуемый в честь Гефеста Александр Гефестион.
А про сложение полномочий льва - очень красиво, грустно и трагично...
в продолжение аллегории... Гефест ковал оружие - которое можно было использовать для защиты и нападения. Не стало Гефестиона - и Александр лишился защитника и соратника, своего оружия и своей брони...