Moral. Fag. And proud of it.
Господа, у нас стартует македонский словарь. Я предлагаю вам складывать сюда все любопытные определения и понятия, которые встретились вам в текстах об Александре в частности и его эпохе в целом.
Вы можете просто закидывать сюда непонятные вам определения, и мы совместными усилиями попытаемся найти истину - что значит то или иное понятие.
В дальнейшем, когда определений подберется изрядно, я сгруппирую их в алфавитном порядке и положу на свой сайт, чтобы они были общедоступны.
Для чего это нужно.
Для тех, кто читает об Александре и его эпохе и сталкивается с незнакомым определением.
Для тех, кто пишет. Хочется выразится в духе описываемого времени, но не хватает слов, да и вообще важно знать хотя бы основные понятия эпохи, в которой мы все оказались
Правило: если вы постите понятие, но не уверены в своей правоте, пожлуйста, упомяните об этом, и мы направим все силы, чтобы выяснить так ли это.
Это сродни игре, полезной и информативной.
Несомненно можно писать и об исторических личностях в энциклопедической манере.
Итак, прошу в комменты.
Вы можете просто закидывать сюда непонятные вам определения, и мы совместными усилиями попытаемся найти истину - что значит то или иное понятие.
В дальнейшем, когда определений подберется изрядно, я сгруппирую их в алфавитном порядке и положу на свой сайт, чтобы они были общедоступны.
Для чего это нужно.
Для тех, кто читает об Александре и его эпохе и сталкивается с незнакомым определением.
Для тех, кто пишет. Хочется выразится в духе описываемого времени, но не хватает слов, да и вообще важно знать хотя бы основные понятия эпохи, в которой мы все оказались

Правило: если вы постите понятие, но не уверены в своей правоте, пожлуйста, упомяните об этом, и мы направим все силы, чтобы выяснить так ли это.
Это сродни игре, полезной и информативной.
Несомненно можно писать и об исторических личностях в энциклопедической манере.
Итак, прошу в комменты.
СарИсса – тяжелое 16-футовое копье (около 5 метров), оружие фалангистов педзэтайров.
ГипаспИсты – специально отобранные опытные бойцы, элита македонской пехоты. Вооружение легче, чем у педзэтайров, однако достаточно тяжелое, что при необходимости войти в сомкнутую фалангу. Необычайно маневренны, быстры и способны пробиваться через самые труднопроходимые области. Особенно хороши в условиях горной войны. Из них составляли отряды телохранителей царя, несущие службу при дворе. В армии Александра ими командовал Никанор, один из сыновей Пармениона.
ГетАйры – «соратники», тяжеловооруженна кавалерия. Всадники носили панцири и шлемы, коней защищали броней. Они могли сражаться даже с тяжеловооруженной пехотой, врезаясь в ее ряды и разбивая сомкнутый строй. В армии Александра ими командовал сперва старший сын Пармениона Филота (или Филот), затем Гефестион и Клит. Отряды гетайров состояли из ил.
Ила – отряд конников-гетайров, состоящий из 200 человек, набранных из одного района. Командиром отряда обычно был представитель знати из этой области, а его конная свита и была отрядом.
ПродрОма – кавалерийская разведка. В армии Александра ей командовал Гегелох, близкий друг Пармениона.
Я в эпиграф сообщества постараюсь впихнуть ссылку, чтобы проще было воспользоваться.
- с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова;
- с узким горлом и двумя ручками;
- служащий для транспортировки вина и масла.
Часто амфоры украшались росписями.
Арибалл - небольшой сосуд для ароматических масел:
- с шаровидным туловом;
- украшенный орнаментальной росписью.
Гидрия (от греч.Hydor - вода) - керамический сосуд для воды: имеющий две горизонтальные ручки и одну вертикальную. По форме гидрия близка к амфоре, но отличается сильно расширенным кверху яйцевидным туловом, более узким и высоким горлом.
Киаф (греч.Kyathos) - керамический или металлический сосуд:
- c колоколовидным туловом;
- с широким устьем;
- с высокой, изысканной по очертаниям ручкой;
- на низкой ножке;
- служащий для разлива вина.
Килик (от греч.Kylix - чаша) - керамический или металлический сосуд для питья, имеющий вид плоской чаши на ножке или на невысоком поддоне с двумя тонкими горизонтальными ручками. Керамические килики часто расписывались.
Кратер (от греч.Kerannymi - смешиваю)- керамический, металлический или мраморный сосуд:
- с большим вместительным туловом;
- с широким горлом;
- с двумя ручками и ножкой;
- служащий для смешивания вина с водой.
Керамические кратеры украшались росписями, металлические - рельефами.
Лекана - приземистый керамический сосуд:
- с двумя почти горизонтально поставленными ручками;
- с широкой крышкой;
- предназначенный для хранения косметических средств.
Лекиф- керамический сосуд для масла:
- на низкой ножке;
- с узким горлом, переходящим в раструб; и
- вертикальной ручкой.
Ойнохоя - сосуд для разливания вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом и устьем в форме трилистника.
Пифос - большой глиняный яйцевидный сосуд высотой до 2 м, предназначенный для хранения зерна, воды, вина и пр. Обычно пифос вкапываются в землю. (в одном из таких жил философ Диоген)
Скифос - керамический сосуд для питья вина. Скифос имеет суживающееся книзу тулово с двумя ручками у самого края широкого устья.
Фиала (от греч.Phiale - чаша) - металлический или глиняный сосуд для пиров и возлияний богам в форме широкой плоской чаши с тонкими стенками, слегка замкнутыми внутрь краями и полусферическим выступом на дне.
Гекатомбеон - июнь-июль
Метагетнион - июль-август
Боедромион - август-сентябрь
Пианепсион - сентябрь -октябрь
Мемактерион - октябрь -ноябрь
Посидеон - ноябрь-декабрь
Гамелион - декабрь -январь
Антестерион - январь -февраль
Элафеболион - февраль-март
Мунихион - март-апрель
Таргелион - апрель-май
Скирофорион - май-июнь
Стадий - 180 м
Оргия - 1.8 м
Плефр - 30 м
Подес или фут (ступня) - 0.3 м
Сажень - 6 футов - 180 см
Парасанг - 5 км
Меры жидкости
Метрет - 89.5 л
Хус - 3.28 л
Меры массы
Талант - 26 кг
Мина - 600 гр
Фунт - 327 гр
Драхма - 6 гр
1 талант - 60 мин - 6000 драхм - 36000 оболов
1 обол - 6 халков (''медяков'')
1 халк - 2 лепты (лепта - самая мелкая монета, отсюда ''внести свою лепту'')
1 дарик - золотая монета более 8 гр веса = 20 греческих серебряных драхм (возникла при Дарии I)
1 статер - золотая или серебряная монета, равнялась двойной драхме
Иларх - командир илы - конного отряда из 300 всадников, позднее именовался гиппархом, отсюда - гиппархия
Наварх - командующий флотом
Лохаг - предводитель лоха, отряда из 100 человек
Таксиарх - командир таксиса, отряда в 1500-3000 человек
Фрурарх - начальник стражи
Стража - промежуток времени в 3-4 часа
Тетрархия - отряд, состоящий из четырех гиппархий
Хилиарх - предводитель отряда в 1000 воинов - хилиархии. При Александре - должность командующего войсками, была присвоена Гефестиону
''Серебряные щиты'', или арираспиды - тяжеловооруженные отборные части македонского войска
Гипасписты - связующие пехотные части между фалангой тяжеловооруженных гоплитов и конницей
Опал - название происходит от санскритского "upala" - "драгоценный камень" через греческое "опалиос" и латинское "upalus". Это минерал, твердый гидрогель оксида кремния, по составу близкий к кварцу, но отличающийся переменным содержанием воды. Благородный опал бывает нескольких видов:
- "белый" - полупрозрачный с опалесценцией в светло-голубых тонах;
- "черный" - с отенками фиолетового, синего, зеленого, бордового цветов и преимуществено красными проблесками;
- "огненный" - желтый или красный с огненными отблесками;
- "царский" - с многоцветным мозаичным рисунком и опалесценцией;
- "джиразоль" - голубой или бесцветный с опалесценцией в красных тонах;
- "лехос-опал" - зеленый с игрой различных оттенков этого цвета, а также карминового. В древности этот камень ценился очень высоко. Спрос на опалы превышал предложения.
Гранат - название произошло от латинского granatum - "подобный зернам", что значит группа минералов, силикатов сложного состава. Образуют кристаллы, зернистые массы. Гранат формой и цветом очень похож на зерна в плодах гранатового дерева. Старое русское название граната - "вениса". О таинственной силе граната ходили легенды. Считалось, что он веселит сердце, придает бодрость и оптимизм. Беременным женщинам гранат обеспечивает благополучные и легкие роды. Одно время считалось, что гранат - прекрасное украшение для молодых девушек, однако, его предпочитали иметь главным образом мужчины, так как этот камень должен был хранить от ран.
Сапфир - название этого камня происходит от греческого "сапфейрос" - синий или голубой ценный камень, хотя само греческое слово, возможно, происходит от вавилонского "сипру" - царапающий. (На Руси синий сапфир долгое время называли яхонтом лазурным). При определенном освещении он имеет зелено-синий или сине-фиолетовый оттенок. Однако самую высокую ювелирную ценность всегда представляли сапфиры глубокого синего и голубого цветов. По красоте цвета с ними не мог сравниться ни один камень. Сапфир способен даровать своему владельцу тайную власть над другими людьми, но помогает только сильным людям. Безответственным и ленивым - он противопоказан, так как может лишить их всего. Опасен сапфир и своими пороками: если в нем есть трещины, пятна, облачка и т.д., он способен принести очень большие несчастья.
Бирюза - название камня "бирюза" происходит от персидского слова "пируз" (или "фируза" — победа, одерживающий победу).
Обычно бирюза встречается в виде скрытокристаллических почковидных, желвакообразных непросвечивающих агрегатов или прожилков. Кристаллы бирюзы чрезвычайно редки. Известны только мелкокристаллические ее выделения в стекловатом кварце (шт. Вирджиния, США); размер кристалликов — 0,3 мм и менее.
По декоративным признакам различаются ярко окрашенные сине-голубые, голубые, зеленовато-голубые и зеленые (рошлеит) разности и бледно окрашенные голубые и зеленовато-голубые разности, а также сетчатая (паутинная) и кружевная разновидности бирюзы.
Мода на драгоценные камни приходила и уходила, легенды о камнях менялись, но бирюза всегда считалась камнем здоровья, счастья и доброй удачи
Агат - предполагают, что название камня произошло от древнего названия р. Дирилло в Сицилии—Ахатес. Другое толкование: название "агат" происходит от греческого слова "агатес" (счастливый).
Агаты — разноокрашенные зональные образования халцедона. Размеры агатов колеблются от нескольких сантиметров до многих десятков сантиметров. Наибольшую ценность представляют однородные по составу агаты. Агаты — типичное ювелирно-поделочное сырье; из них делают вставки в ювелирные изделия — кольца, серьги, кулоны, браслеты, броши, а также малые камнерезные изделия типа шкатулок, пудрениц и т. п.
Сердолик - от древнерусского "обликом как сердце". Сердолик, сардер, карнеол - одни из немногих названий драгоценных камней, дошедшие до нас через тысячелетия практически без изменений. В качестве материала для изготовления ювелирных украшений, амулетов, талисманов и культовых предметов сердолик применяется со времен раннего неолита (18 тысяч лет до н.э.). Наиболее популярен этот замечательный камень был в Древней Греции, Месопотамии, на Ближнем Востоке, на Руси и в средневековой Европе. Он ценился значительно выше многих известных в те времена драгоценных камней и металлов, например, в IV веке н.э. сердолик занимал пятое место по ценности в следующем ряду: алмаз, жемчуг, изумруд, благородный опал, сердолик, красные карбункулы (шпинель, рубин, гранат) а затем уже золото, серебро, сапфир и топаз. Из него изготавливались амулеты, перстни, другие ювелирные украшения, резные печати, камеи, интальо, статуэтки, кубки, кресты. Сердолик - традиционный материал для изготовления ювелирных украшений.
Аметист - название этого камня в переводе с древнегреческого означает "непьяный". Говорят, что у аметиста есть выдающиеся способности, и самая главная из них - предохранять человека от пьянства.
Рубин - прозрачный ярко-красный, темно-красный и фиолетово-красный корунд называется рубином. Окраска создается примесью хрома, стойкая. Название произошло от латинского "рубер" - красный. (На Руси его именовали яхонтом красным или червчатым). До XII в. преимущественно на Востоке его называли также лалом, не отличая от граната и турмалина. Больше всего ценятся рубины цвета "голубой крови" (чисто красные, с легким пурпурным оттенком). Хрупкость рубина требует осторожного обращения с ним при огранке и вставке в оправу. Как и у сапфира, включения иголочек рутила дают либо нежный шелковистый блеск, либо эффект "кошачьего глаза", или высоко ценящийся астеризм. В этих случаях говорят о звездчатых рубинах (астериксах).
Для музыкального письма использовали буквы греческого и финикийского алфавита. Создание первой музыкальной школы, основателем которой стал поэт Архилох, относится примерно к 650 г. до н. э.
В основе музыкальной системы греков лежит тетрахорд (от греч. "тетра..." - часть слова, означающая "четыре", и "хорде" - "струна") - четыре последовательных звука, нисходящие от первого к последнему. При соединении двух тетрахордов образуется звукоряд в пределах октавы, который, в зависимости от повышения или понижения одного из звуков, приобретает различную эмоциональную окраску. На такой основе возникли лады: дорийский, фригийский, лидийский и др. Лады у греков, вместе с мелодией и ритмом, считались носителями определённого характера, настроения. Поэтому, чтобы вызвать у слушателя нужный отклик, использовали тот или иной лад, мелодический рисунок и ритм. Сохранилась легенда о философе, математике и музыканте Пифагоре (VI в. до н. э.), который песней усмирил юношу, собравшегося поджечь дом, где была заперта его возлюбленная. Пифагор и его последователи создали даже особое учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро или зло. Музыке приписывали и целебные свойства. По преданию, поэты и музыканты Арион с острова Лесбос (VII-VI вв. до н. э.) и Терпандр из Спарты (VII в. до н. э.) с помощью музыки спасали людей от тяжёлых болезней.
Ведущими музыкальными инструментами Древней Греции были струнные - лира и кифара. Греческая лира устроена предельно просто: это деревянная фигурная рама, на которой вертикально натянуты струны (как правило, не больше четырёх; воспроизводят тетрахорд). Кифара во многом схожа с лирой, но у неё есть плоский резонатор, а число струн может доходить до восемнадцати. Звучание кифары, по мнению греков, пробуждало в слушателях возвышенные чувства - не случайно самым искусным исполнителем на ней считался бог Аполлон. Широко распространены были и духовые инструменты. О происхождении флейты рассказывает древнегреческий миф. Изобрела этот инструмент богиня Афина. Однако, увидев, как безобразно раздуваются шёки при игре, Афина бросила флейту и наложила проклятие на каждого, кто прикоснётся к ней. Флейту подобрал сатир Марсий и выучился играть. Для истории музыки особенно интересен финал сказания. Марсий достиг необычайного мастерства и вызвал на состязание самого Аполлона. Бог, игравший на кифаре, победил и в наказание за дерзость подверг Марсия мучительной казни. Так кифара и флейта - струнный инструмент и духовой - оказались противопоставлены друг другу. Причём кифара олицетворяла божественное вдохновение, а флейта - земное начало, в котором сочетаются и мастерство, вызывающее восхищение, и страсть, инстинкт, таяшие в себе неведомые опасности.
Помимо обычной флейты у греков пользовалась популярностью многоствольная, т. е. состоящая из нескольких трубок разной длины. Этот инструмент известен многим народам, в частности с древнейших времён китайцам. В Греции такую флейту называли "флейта Пана", или "сиринга". Согласно мифу, создал её Пан - божество стад, лесов и полей. Он влюбился в лесную нимфу Сирингу, но внушил красавице только ужас. Чтобы спастись, она бросилась к реке, и речные нимфы превратили её в тростник. В тоске по Сиринге Пан срезал тростник и сделал из него флейту. Новый инструмент он назвал именем своей возлюбленной - сиринга. Для современного человека звуки флейты Пана просты и незатейливы, но древние греки чувствовали в них глубоко скрытую страсть, внутреннюю драму, которую и передали в сказании.
Звучал в Древней Греции и авлос - духовой инструмент, звук из которого извлекался через специальную пластинку язычок, вставленную в отверстие. Исполнитель, надавливая на язычок губами, регулировал громкость и даже менял тембр звука. Греческий авлос можно считать прототипом европейских язычковых духовых - гобоя, кларнета и др. Как правило, музыкант играл сразу на двух авлосах и получал тем самым возможность исполнять двухголосную музыку. В росписях на древнегреческих сосудах музыканты с авлосами обычно изображались в сиенах пиров и различных увеселений: вероятно, считалось, что яркое, даже резковатое звучание инструмента разжигает темперамент и чувственность.
Этим же целям служили и ударные - бубен, кимвалы (металлические тарелки), систр и специальный инструмент для танцев, похожий на испанские кастаньеты. В изображениях ритуальных действ в честь бога виноградарства и виноделия Диониса ударные инструменты часто держали нимфы - спутницы Диониса.
Авлос (греч. aulos), древний музыкальный деревянный духовой инструмент с двойной тростью типа флейты. Был распространён в Греции и Передней Азии. Имел сначала 4 боковых отверстия, в более позднее время до 15 и был снабжён системой вращающихся колец. Обладал резким звуком, употреблялся в античной трагедии, в военной музыке и для сопровождения пения. Игра на авлосе называется авлетикой.
Хитон - нижняя одежда, как мужская, так и женская. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками — фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск.
Фибула - застежка для одежды, мантий, гематиев.
Гиматий - мужская и женская верхняя одежда; прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1.7x4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Один из применяемых способов драпировки был такой: «один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину» (Мерцалова М. Н. История костюма. М.,1972, с.12). Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз — кусочки свинца. При драпировке гиматия другими способами могли быть закрыты обе руки или одна правая рука.
В Спарте шерстяной гиматий носили прямо на теле без хитона.
Хламида - разновидность плаща; прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, который набрасывали на плечи и скрепляли на одном плече или на груди фибулой. Военачальники носили хламиды пурпурного цвета.
Колпос - хитон из очень тонкой мягкой ткани, обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов
Пеплос - наиболее распространенный вид хитона, его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой, руки прикрыты лишь на плечах
Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона или набедренной повязки.
Обувь греков повторяла форму ступни; изготовлялась на пробковой или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Так же как и в других странах древнего мира, носила ее только знать. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом.
Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей — наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи.
Женщины носили головные уборы редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах.
всю более подробную информацию и иллюстрации см.
http://afield.org.ua/mod3/mod40_2.html
http://fashion.rin.ru/article/history/1.html
Слева - ткацкий станок, справа - узоры, используемые в украшении одежды
Волокнистый состав греческих тканей — шерсть или лен. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского: они называли его «шерстью дерева»,
Цвета одежды: ткани с рисунком, распространенные в период греческой архаики, в классический период (V — IV вв. до н. э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями. Черный цвет не использовался в греческом костюме. Траурные цвета — серый и коричневый.
Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер. Это — меандр, критская волна, пальметта.
СимпОзий (или симпосий) - пиры с обильными возлияниями, участники которых именовались симпосиАстами. На такие пиры приглашали гетер, танцовщиц и флейтистов. Пиры, начинавшиеся после полудня, нередко длились до утра.
ДиктериОны - публичный дома, были узаконены реформами афинского законодателя Солона.
ДиктериАды - низшая категория проституток, они работали в публичных домах (диктерионах), где с клиентов взималась установленная плата.
АвлетрИды - более свободные, чем диктериады, проститутки, которые посещали по вызову дома богатых клиентов и помимо сексуальных услуг, должны были развлекать их пением, танцами и игрой на музыкальных инструментах.
ГетЕры - (куртизанки), самая привилегированная категория проституток, сами выбирали клиентов, были хорошо образованы и воспитаны, общались на равных с самыми выдающимися мужчинами Греции. Куртизанка Аспазия, например, стала женой Перикла – фактического правителя Афин; позже гетера Таис Афинская прославилась как близкая подруга Александра Македонского.
КинЕды - мужчины-проститутки.
http://diary.ru/~Tounezz/?comments&postid=15961286
http://diary.ru/~Tounezz/?comments&postid=15914834
http://historyatlas.narod.ru/
Военное дело Древней Греции
http://war-ellada.narod.ru
Скульптура Древней Греции, с раннего периода
http://www.lan.krasu.ru/studies/cul...ic/1/7/list.htm
http://www.isidore-of-seville.com/Alexanderama.html
http://www.isidore-of-seville.com/Alexanderama.html