Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Тема вообще большая, пока о поисках гробницы в Александрии, включая период конца 20 века (где-то до 80-х годов).

Итак, проболев несколько дней, Александр, великий человек, изменивший историю, умер. Это случилось в 323 году до н.э.
Умирающий Александр и его воины от Andre Castaigne Бля буду, второй справа - это Птолян


Тоже "Умирающий Александр".

«О том, как тело Александра попало в Александрию, источники сообщают следующее. Квинт Курций Руф передает, что после смерти, тело Александра долгое время оставалось без погребения, пока его сподвижники выясняли отношения, и только по прошествии семи дней на Александра обратили внимание: его тело было забальзамировано и через какое-то время перевезено Птолемеем I в Мемфис, а затем в Александрию, где ему были устроены всяческие почести (Curt., X, 10, 9-20).
Согласно Диодору, через два года после смерти Александра его тело на великолепном катафалке, было отправлено Архидеем из Вавилона в Египет. Птолемей же движимый чувством уважения к полководцу, отправился в Сирию дабы встретить кортеж и, получив тело царя, отнесся к нему с величайшим уважением. Птолемей решил не отправлять тело в оазис Амона, а оставить его в знаменитом городе, основанным Александром. Здесь он построил ограду, которая была достойна славы Александра, как по размерам, так и по своей конструкции. В его честь были устроены
жертвоприношения и замечательные игры (Diod., XVIII, 26-28, 3-5).
читать дальше


Продолжение в камментах:

@темы: исторические личности, историческая справка, исторические памятники и изображения, Археология, Древняя Греция, История, Александр Македонский

Комментарии
27.12.2008 в 16:30

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Страбон, Плутарх, Павсаний и другие античные авторы говорили о том, что тело Александра находилось в комплексе, называемом Сома или Сема, которое в переводе с греческого означает «Тело».
Некоторые археологи предполагают ее нахождение на перекрестке улиц Horreya (Каноптик) и Пророка Даниила (или древних улиц L1 и R5 согласно плану города Фалаки).


Однако, необходимо подчеркнуть, что топография Птолемеевской и римской Александрии на самом деле точно не известна. Современный город был построен в начале 19 века Мохаммедом Али на территории древнего города. Вплоть до 1865 года, пока Махмуд Бей эль Фалаки не составил по приказу хедива Исмаила план античного города, топография города Птолемеев не была известна вообще, и, разумеется, не проводились какие-либо полноценные археологические работы. Карта была закончена к 1866 году, и на ней четко видны городские укрепления. Эти стены исчезли окончательно в связи с урбанизацией города после 1882 года.

Позже, в результате периодических раскопок, предпринятых Нерутсос, Ботти, Хогард, Ноак, Брецциа, были обнаружены сооружения античного города.
План античной Александрии периода 1 века до н.э. - 1 века н.э. Сиглина (1893 года)



План античной Александрии от Ботти (1898 год)


В 1960 годах за дело взялась польская экспедиция. Эти работы проводились в районе холма Ком Эль-Дикка. Поляки обнаружили греческие и римские резиденции на улице R4, общественные заведения вместе с театром ближе к востоку (т.н. Театральная улица), ряд общественных аудиторий, имперские бани, водопровод, огромный резервуар, два арабских некрополя (7-13 века), дома раннего исламского периода, мастерские и прочее. Однако, современные планы по топографии Древней Александрии прямо относятся к плану Фалаки.
Карта Александрии 1885 года с планом античного города авторства Махмуда Бея


Именно Махмуд эль-Фалаки разместил гробницу Александра в центре города, на перекрестке улиц Виа Канопика (Оррейя Авеню) и древней улицы R5, недалеко от мечети Пророка Даниэля. С этих самых пор гробницу Александра неизменно размещали на этом самом месте такие ученые, как Нерутсос, Киперт и Сиглин. Однако, в результате более поздних работ на этой территории был обнаружен Птолемеевский некрополь.
Эдриани предположил, что размещение Сома было в северо-восточной части античного города, т.е. рядом с дворцовым комплексом царей.
Остатки древнего тумулуса из алебастра, что размещается на территории римского некрополя, известные как Алебастровая гробница, по крайней мере, точно принадлежит какой-то македонской гробнице и указывает на то, что на этом кладбище хоронили знатных александрийцев или даже членов царской семьи.


27.12.2008 в 16:32

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Что писали античные авторы о Соме?
Страбон писал, что Сема – часть Басилеи и включает в себя гробницы царей и самого Александра. Он упоминает, что Птолемей перевез тело Александра в Александрию и там дал ему погребение, и «оно лежит там, но уже не в том гробу», говоря о том, что золотой гроб, в котором тело Александра лежало изначально, был заменен на стеклянный Птолемеем X.
Диодор Сицилийский писал о том, что тело было выставлено и показывалось с великими почестями, положенными жертвоприношениями и священными играми.
Согласно Флавию Иосифу, Клеопатра VII в связи с финансовыми трудностями изъяла все богатство из сокровищницы Александра.
Дион Кассий писал, что Август видел тело Александра. Он также писал, что Септимий Северус разместил в гробнице некие тайные книги.
Об Августе писал также и Светоний. Он также писал и о Калигуле, который одевался в парадные доспехи Александра, взятые им из сокровищницы.
Каракалла, согласно Иродиану, посвятил Александру кольца, мантию и другие драгоценности. Аноним 4 века передает, что Каракалла, после того, как посетил гробницу Александра, приказал звать его Александром Великим. Эту же историю повторяет Иоанн из Антиохии в своей истории от Адама в 518 году н.э.
В своей эпической поэме «Фарсалия», Лукан описал Мавсолей как пирамидальное величественное здание, воздвигнутое как тумулус.
Светоний приписывал слова «Я хочу видеть царя, а не мертвецов» Августу, который почтил своим присутствием тело Александра, возложил на него золотой венок и осыпал гробницу цветами (не забыв сломать ему нос –мое прим.)
Другой автор, Антиохий, тоже писал о жадности Птолемея Х, который заменил золотой саркофаг Александра то ли на стеклянный, то ли на алебастровый.
Ахилл Татий писал, что Сома была в центре города, и квартал, где она размещалась, назывался также Сомой. Он с восторгом описывал свое посещение города, который основал Александр.
Но в целом, к великому сожалению, нет ни одного античного источника, который бы ясно и точно указывал, где находился Мавсолей Александра.
На некоторых изображениях римского периода (римская лампа в Британском музее, Эрмитаж) некоторые ученые склонны видеть изображение Сомы – каменное строение с пирамидальной крышей.
Однако, необходимо отметить, что на крышке саркофага Юлия Филосириуса, погребенного в Остии, можно увидеть изображение античной Александрии – с Фаросом, с Колонной Помпея, с круглой башней с конической крышей, которую большинство ученых идентифицирует как Сома.

На самом деле, нет точных исторических свидетельств, говорящих о том, что на самом деле произошло с гробницей Александра в позднюю античность. Однако, надо отметить, что все исторические свидетельства говорят о том, что в Александрийском обществе происходили деструктивные настроения направленные против язычества, связанные во со временем правления императора Феодосия, когда христианство стало государственной религией...
Аммиан Марцеллин упоминает инцидент, который имел место примерно в 361 году н.э.. Патриарх Георгий задавал риторический вопрос александрийской толпе относительно высокого и великолепного храма Гения Александрийского: "Как долго должна еще стоять эта гробница?" Под "Гением" Аммиан имел в виду охраняющего божество города, и это вполне может означать Александра, у которого, как известно, была великолепная гробница в городе.
Несколькими годами позже, в 365, Александрия пережила мощное землетрясение, после чего на город обрушилось гигантское цунами, которое, как сообщается, нанесла огромный ущерб в прибрежных районах и портовых городах по всей восточной части Средиземного моря. В Александрии, как сообщается, были особенно сильные разрушения, были случаи, когда волна забросила корабли на крыши сохранившихся домов. Это также рассматривается как один из вероятных причин разрушения Мавзолея.
Четверть века спустя, Либаний Антиохийский говорил в своей речи, адресованной императору Феодосию, что труп Александра показывали в Александрии. Через год или около того, Феодосий издал ряд указов, запрещающих поклонение языческим богам, среди которых был явно Александр, как основатель и чуть ли не главное божество Александрии. В Александрии христиане учинили беспорядки и уничтожили Серапеум, ведущий языческий храм. Настали времена, когда культ основателя города стал незаконным. Тело Александра окончательно исчезает из истории.
После 4 века у нас нет ни одного источника, который четко говорил о том, что Сома все еще находился в Александрии. Становится понятно, почему Иоанн Златоуст в конце 4 века задавал риторический вопрос, на который уже никто не мог ответить: «Cкажите мне, и где Сема Александра?»
Но также надо отметить, что Иоанн выступал также против талисманов, которые александрийцы носили на шее и лодыжках. Эти амулеты представляли собой изображение Александра с рогами. Это значит, что культ Великого Завоевателя просуществовал явно до второй половины 4 века.
Также есть упоминание о гробнице, относящееся к периоду упадка Античного периода. В Синаксаре Александрийской упомянуто, что во время правления Патриарха Феофила (385-412), в то время когда закладывали фундамент для церкви пророков Илии и Иоанна, была найдена мраморная плита с тремя Q. Это плита относилась к сокровищнице Александра. Церковь назвали Демос или Димос, и она была построена на возвышении. Вполне возможно, место ее расположения было выбрано с таким расчетом, что освятить языческую землю путем установления культа двух пророков. Самое интересное, что есть письменные свидетельства о том, что в ранний христианский период рядом с этой местностью была построена церковь, которая называлась церковью Александра.
Прокопий (конец 6 века-562) писал, что до правления Юстиниана, жертвоприношения в Александрии проводились в честь Амона и Александра Македонского.
Несколько десятилетий спустя Феодорет упоминал Александра среди знаменитых людей, чье местонахождение могил неизвестны.

Изображение Александрии сохранилось до наших дней виде мозаики 6 века из Джераша. На ней есть надпись на греческом ALEXANDREIA и она представляет собой изображение города, окруженного высокими стенами. Здание с толосом крышей некоторыми учеными признается как Сома, в том время как в соседних зданиях они видят храм, относящийся к культу Александра. Другое здание с куполобразной крышей – старая церковь святого Марка.
Возникают два вопроса – каким образом здесь появился Мавзолей Александра спустя 2 века, когда он вообще исчез из письменных источников? Вероятно, считают некоторые, художник, который рисовал карту, скопировал какие-то ранние изображения Александрии, на которых была изображен этот знаменитое здание. Это привело некоторых ученых к выводу, что существовал некий прототип изображения, который был создан в 1 веке н.э., и на который ориентировались создатели той самой римской лампы, саркофага Юлия и мозаики.
В 641-2 Александрия был взята арабским генералом по имени Амр. Александрия была достаточно большим городом, т.к. генерал в своем отчете Халифу писал, что он обнаружил 4000 бань, 4000 дворцов 400 арен и театров и 1200 садов. Ясно, что генерал преувеличивал, но видимо, размеры и роскошь Александрии впечатлили его.
Арабы звали Александра Искандером или Зуль Карнейн («господин с двумя рогами»). Также они называли его Наби, Пророк, Наби Искандер. И Александрию они называли - Искандерейя.
При арабах город потерял свое прежнее значение, а при турках, в 15 веке, падение некогда великого города продолжилось.
Александр и его гробница упоминаются в арабской традиции и Масуди (нет, это я не про себя- мое прим.) упоминал про скромное строение в Александрии (943-944), которое называлось Гробница Пророка и Царя Искандера
Заметим, это первое упоминание о гробнице спустя 5 столетий.
Нюрбергские Хроники. Александрия, 1493. Считается, что изображена античная Александрия.

Александрия из Ватиканской библиотеки, 1472 год

Александрия 1530 года



В начале 16 века Лев Африканский (1494-1552) видел маленькое строение, которое очень чтили мусульмане и подносили приношения. Они называли его местом, где погребен Искандер.
Путешественник Мармол в 1549 году также видел небольшое строение, которое арабы чтили как гробницу Пророка Искандера. Оно находилось в центре города среди руин. Похожее упоминание можно найти у Гео Сандиса и Михаила Радзивилл Сиротки в конце 16 века (1582-1584).
Ампир писал, что Арабы в Александрии показывали в 15 веке гробницу Пророка Искандера.
На тот момент, границы города уже отличались от греко-римского периода. Они сдвинулись в сторону Хепстадиона, соединяющего материк с островом Фарос. Ландшафт менялся из-за нильских наслоений.
В 1731 французский путешественник Бонами посетил Александрию и сделал свои зарисовки, где, по его мнению, находилась Сома. Он сделал карту. Однако, его изображения весьма обрывочны и схематичны, а такие сооружения, как Колонна Помпея и Серапеум находятся на Виа Канопоке, что неправильно.
Часть карты Бонами.

К сожалению, Сома у него размещена ошибочно на северной стороне Канопик. Отсюда, вообще непонятно, почему Бонами связывал Сому с холмом Ком эль-Диккой и мечетью Наби Даниэль, что находились на юге Виа Канопика. Все другие планы изображают Ком эль-Дикку и Серапеум – на южной стороне Канопик. В общем, Бонами внес очередную сумятицу в деле о гробнице Александра.
27.12.2008 в 16:32

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Было одно здание, которое показывали как Гробницу Александра. Это бывшая церковь святого Афанасия, которую арабы переименовали в Мечеть Аттарини.
Мечеть Аттарини.




Во внутреннем дворе этой мечети каждый мог увидеть гранитный саркофаг фараона. На самом деле, это был саркофаг Нектанебо II, самого последнего фараона Египта. Но в то время его представляли как саркофаг Александра. А в 19 веке по этому поводу даже разгорелся диспут между французскими и англичанами
В 1803 году этот т.н саркофаг Александра отправился в Британский музей (кто бы сомневался – мое прим.), где был подробно изучен и описан доктором Эдвардом Кларком, который считал, что двор мечети Аттарини вместе с несколькими древними колоннами являлся частью Сомы.
Есть еще одна мечеть, с которой связывают захоронение Александра. Это мечеть Пророка Даниила. Настоящая мечеть Даниила была построена в конце 18 века, вполне возможно, на месте более маленькой – называемой мечетью Зуль Карнейна, в которой, по преданию, находились останки уважаемого ученого Пророка Даниила и его товарища Сиди Локман эль-Хакима, проповедника.
Мечеть Пророка Даниила

Мечеть Пророка Даниила и Кам эль-Дикка

Арабская легенда о пророке Данииле появилась в 9 веке и была рассказана двумя астрономами: Мохаммедом ибн Катир эль-Фаргхани и Абу Машар.
Эта история интересна тем, что она очень отличается от изложенной в Библии, и весьма напоминает историю самого Александра.
«Юного еврея Даниила преследовали, пока не изгнали из Сирии идолопоклонники, которых он пытался обратить в веру. Некий старец появился ему во снах и приказал воевать с безбожниками, пообещав победу над всей Азией. Даниил обзавелся последователями и нашел убежище в Египте, где построил Александрию. Подчиняясь приказу старца, который явился ему во сне, он пошел войной на безбожников. После победы, он вернулся в Александрию и умер в преклонном возрасте. Его тело положили в золотой саркофаг. Но евреи украли его, чтобы делать монеты и заменили его на каменный.»

Русский монах Барский Василий Григорьевич посещал Александрию в 1727 и 1730 годах и даже сделал карту города. Рядом с Ком эль-Диккой он нарисовал маленькую мусульманскую мечеть, находившуюся среди руин, и возможно на ее месте и поставили впоследствии мечеть Пророка Даниила.
Датский Капитал Норден посетил город в 1737 году и пытался (но безуспешно) найти гробницу Александра)
Также Джеймс Брюс, 30 лет спустя в 1869 году искал гробницу знаменитого Македонца,
В конце 18 века Сестрини видел саркофаг, которого приписывали Александру в мечети Аттарини.
В 1803 году киевский архимандрит Константий попытался определить месторасположение Мавсолея. Он писал, что, без всякого сомнения, именно древние руины хранят тело великого человека.
Интересно, но в своих записках он и Барский не упоминают о том, что эти две мечети назывались возможными усыпальницами тела Александра.
В середине 19 века произошел новый инцидент, давший толчок новым слухам. В 1854 году некий Скилитсис из известной греческой семьи в Александрии, переводчик в русском консульстве, поведал просто фантастическую историю.
Якобы он попал в подземелье мечети Пророка Даниила, прошел по темному подземному туннелю и очутился перед деревянной, изъеденной червями дверью. Пройдя по скрипучим доскам, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг лежали папирусы, свитки и книги. Он хотел еще остаться там, но был изгнан служителем мечети, и все его последующие попытки проникнуть обратно, терпели неудачу. Грек написал письменный отчет в русское консульство и греческому патриарху в Александрии.
Определенно, этот человек читал Диона Кассия и мог иметь доступ в подземный тоннель Мечети. Но он явно лгал. Хотя бы потому, что папирусы и книги во влажном климате Александрии не могли прекрасно сохранится, тем более за 2 тысячелетия.
Хотя этот рассказ и расценивают как обычное вранье, рассказ другого «очевидца», Махмуда эль-Фалаки рассматривают более серьезно. Этот египетский астроном и инженер посещал подвал мечети через 10 лет после Скилитсиса и пытался создать карту древнего города в 1865 году по приказу египетского Хедива Исмаила.
План Александрии Махмуда Бей эль-Фалаки (1865 год)


В своих записках он пишет, о том, что нашел огромную комнату с арочным потолком под городом. Из этой комнаты были четыре направления. Он заметил, что и камни и кладка отличали очень высокое качество, и он подумал, что это – гробница Александра. По его утверждению, все входы туда после его посещения – заделали.
Эль-Фалаки – не археолог, поэтому его выводы, разумеется, подвергаются критике. Главным образом, из-за того, что остаются неясны следующие аспекты – как известно, он проводил работы по приказу правителя, и почему же он сразу бросил эти работы?
Перед самым концом 19 века опять появляется похожая история. Она связана с неким каменщиком. В 1879 году глава каменщиков и глава мечети, в ходе работ по укреплению фундамента мечети, спустились по тому самому тоннелю. Они зашли на участок, отделанный гранитом, с угловой вершиной. Каменщик хотел пройти дальше, но глава мечети отозвал его, вход заделали опять, а каменщика попросили ничего никому не рассказывать (он, конечно, обещание выполнил – мое прим.)
Слухи о связи погребения Александра с мечетью Пророка Даниила подтверждает и Якуб Артин, который писал Зогнебу.
Во второй половине 19 века, уже сами археологи предприняли ряд попыток найти местонахождения Сомы. Шлиман некоторое время был в Александрии, чтобы получить официальное разрешение на раскопки вокруг мечети Пророка Даниила.
Пока он ждал, он сделал раскопки на морском побережье Рамлех и открыл Птолемеевский некрополь(:-D умыв профессиональных ученых в очередной раз). Однако, Шлиман сказал, что по его мнению, Сома может находится только рядом с мечетью Пророка Даниила, и раскопки у Рамлеха он предпринял потому что просто ожидает разрешения, которого, правда, он так и не получил.
Ботти писал, что Иоаннидес в 1893 году открыл кладбище, относящееся к последнему веку правления Птолемеев, пока искал гробницу Александра.
Нерутсос писал, что в 1874 году при заложении фундамента двух домов на Каттаори Бэй и третьего прямо перед мечетью Пророка Даниила, была обнаружена огромная гранитная колонна, и мраморные плиты. Одна из этих колонн все еще находится на месте залегания.
Ботти упоминал, что напротив зданий Каттаори, колонны лежали семь метров под уровнем земли. Ботти относил раннюю христианкую церковь рядом с Ком эль-Дикк с т.н. церковью Александра. Эдриани, однако, доказывал, что эти фрагменты относятся к античной улице R5.
Хогарт проводил серию раскопок рядом с Ком Эль Дик в конце 19 века.
В первой половине 20 столетия было также предпринято огромное количество раскопок Брецциа, Тиерсцем, Эдриани, Гайндором, В. Гуиргуисом и Вэйсом. Весьма значительную работу по Александрии написал Александре де Зогхеб.
В результате всех этих раскопок, которые проводились у Ком Эль-Дикка, недалеко от мечети Порока Даниила, были обнаружены огромные руины античного периода.
Необходимо сказать, что в середине этого века египетские власти крайне неохотно выдавали разрешение на проведение работ рядом с мечетью Пророка Даниила, и вовсе не из-за религиозных соображений. Дело в том, что рядом были погребены несколько членов правящей династии
27.12.2008 в 16:33

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
После падения монархии в 1953 году, власти стали намного лояльнее, и относились с большим пониманием к научному интересу к этой территории. В 1960 году польской экспедицией были начаты археологические работы, которые продолжались порядка 30 лет. Были обнаружены захоронения арабского периода, прекрасно сохранившийся римский театр, остатки бани позднего римского периода, и огромное количество строительного материала от крупных строений античного периода.
На территории театра польские археологи нашли небольшую голову Александра, которую они датировали примерно 2 век н.э. Кисс, который опубликовал этот «новый портрет Александра», полагал, что скульптура представляет собой скромное изображение обожествленного Александра с прической Зевса.
Водный резервуар под мечетью тоже был исследован. Однако, так и не нашли ни одного свидетельства Сомы.
Раскопки, безусловно, прибавили знания по топографии античной и средневековой Александрии, однако так и не дали ответа на вопрос, где гробница Александра. Но было ясно точно, что район вокруг Кам эль-Дикки, расположенный в непосредственной близости с мечетью Даниила, во времена Птолемеев являлся резиденцией царей, и там проводились массовые развлекательные мероприятия. Район оставался важной частью города и во времена римлян, и в раннем исламском периоде. Связи между Сомой и Птолемеевским некрополем, однако, не удалось доказать.

Однако надежда на открытие гробницы Александра все еще будоражила умы любителей истории. Типичный пример – греческий искатель приключений Стелиос Коумоутсос, который на протяжении 30 лет пытался убедить египетских и греческих археологам, что он знает, что гробница Александра.

Другой случай – в конце 70-х годов - был более оригинален и даже содержал попытки использования «физической археологии». Один египетский археолог объявил, что в кирпичной стене подвала Мечети Пророка проделали дыру, и якобы за ней был обнаружен подземный тоннель. Однако, как и во всех трех предыдущих случаях со Скилитсисом, Фалаки и каменщиком – в последний момент исследования были прекращены.

Использованы материалы Серовой, Tzalas, Saunders и других.
Продолжение следует..

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии