Как известно, древняя Фракия — регион традиционного проживания скотоводческих племён фракийского происхождения, позднее подвергнувшихся сильной эллинизации. Территория исторической Фракии (самого северного региона древней Эллады, простиравшейся вплоть до Скифии), охватывала бассейны Мраморного, Эгейского и Чёрного морей. В древности была заселена в основном фракийцами, по имени которых и получила свое название; по морскому побережью в античные времена основывались греческие поселения, крупнейшее из которых располагалось у берегу пролива Босфор и получило название Византий — стратегически важный торговый пункт на пути из Чёрного моря в Средиземное и из Европы в Азию.
Фракийцы на самом деле были разделены на множество племенных групп. Известно, что фракийские отряды сопровождали Александра Великого в его походе в Азии.
Древнегреческая мифология относит к ним мифического предка, по имени Фракс, сына бога войны Ареса. Фракийцы появляются у Гомера, в Илиаде, в качестве троянских союзников, возглавляемые Акамантом и Пейросом. Позднее в Илиаде, появляется еще один фракийский царь – Резос. Киссей, свекр Антенора старшего тоже был фракийцем. В гомеровские времена территория Фракии простиралась от реки Аксий на западе и до Геллеспонта и Черного моря на востоке. В списке судов есть упоминания о фракийских подразделениях: непосредственно фракийцы, возглавляемые Акамантом и Пейросом, фракийцы из Южной Фракии, и из Северной ее части. Греческая мифология знает много имен фракийский царей, в том числе Диомед, Терей, Ликург, Финей, Тегирий, Эагр (отец Орфея), Евмолп, Полимнестор, Полтис.
читать дальшеИз-за четкого разделения на различные племена, фракийцам не удалось сформировать прочную политическую организацию до тех пор, пока не было основано в 4 веке до н.э. Одрисское Царство. Согласно немногочисленным древним источникам, считалось, что горные районы населяли более воинственные и жестокие племена, а равнины – более миролюбивые. Главным образом, из-за контактов и влияний со стороны греков.
Этот определенно индоевропейский народ, считающийся варварским по сравнению со своими утонченными греческими соседями, на самом деле усовершенствовал передовые формы музыки, поэзии, производства и искусства. Из-за самодробления на мелкие племена, они так и не достигли какой-либо формы национального единства в классическую эпоху.
Жили они, как правило, в небольших укрепленных поселениях, на вершинах холмов.
Одним из первых фракийских городов был город «город Сева» - Севтополис, построенный в конце IV – начале III века до Р.Х. в честь фракийского царя Сева III. Первый город стал столицей одриссов. По мнению историков, Севтополис располагался на левом берегу реки Тунджа, в 7 километрах от современного города Казанлыка. Город, территорией в 5 га, окружала крепостная стена толщиной до 2 метров. В центре находилась площадь - агора, в северном углу – дворец - резиденция фракийских царей. Своеобразный храмово-дворцовый комплекс чем-то напоминает планы древнегреческих городов. К крепости примыкало предместье с домами земледельцев. Планировка улиц в городе была прямоугольной. Около Севтополя хоронили знать и простых горожан. Но столица долго не простояла – в конце III века до Р.Х. Севтополис был разрушен.
В целом, несмотря на греческую колонизацию в таких областях, как Византия, Аполлония или Тому, фракийцы избегать жить городской жизнью.
Первые греческие колонии во Фракии были основаны в 6 веке до нашей эры.
Фракийцы, конечно же, подверглись культурному влиянию древних греков, но тем не менее, он сохранили свою культуру и свой язык. Кроме того, как мы знаем из мифологии, многие фракийцы были носителями культуры в той же греческой мифологии (Орфей). Но как говорящие на негреческом языке, они рассматривались греками только в качестве варваров.
После поражения персов в Греко-Персидских войнах и потери влияния на Фракию, она условно делилась на три района (Восточная, Центральная и Западная). Выдающимся правителем был Керсоблепт, который пытался удержать свою власть над многими фракийскими племена. Он был в конечном итоге поражение от македонцев, и при Филиппе II был его вассалом..
Этот регион был завоеван Филиппом II Македонским в 4 веке до н.э. и находился под властью Македонии еще 150 лет.
Вообще, античным историкам фракийцы представлялись довольно многочисленным этносом. Геродот писал: «народ фракийцы после индийцев - самый многочисленный на земле». Фракийский язык засвидетельствован в нескольких надписях VI-III вв. до н.э., выполненных греческим письмом и плохо поддающихся истолкованию, в многочисленных именах собственных (коло 1500 имён), глоссах (около 30) из сочинений античных и византийских авторов, а также в дакийских названиях растений из списка позднеантичного врача Диоскорида (около 40 названий), дошедшего в записях III-IV вв.
Самое крупное фракийское племя - бессы. Они сохранили язык до VI века н.э.
К фракийской группе некоторые также относят пеласгский (язык догреческого населения Греции). До прихода эллинов в Грецию там были пеласги (Эллада называлась Пеласгия). Пеласги - предположительно фракийское население.
Ряд исследователей считают фракийский диалектом того же языка, что и дакийский, П.Кречмер объединяет его в одну группу с фригийским, некоторые другие ученые – с иллирийским. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, фракийский образует особую группу в составе индоевропейской семьи языков.
Само происхождение фракийцев окутано туманом. Свидетельства об их существовании в предысторические времена основываются на археологических находках. Как одна из теорий, полагают, что фракийские племена произошли от смешивания индо-европейских пришельцев с исконными народами на Балканах, начиная с IV—III-го тысячелетия до н. э.
Геродот о фракийцах:
В седьмой книге своих историй, Геродот описывает снаряжение фракийцев, воюющих с персами:
«У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх — пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дрожками, пращами и маленькими кинжалами. После переселения в Азию это племя получило имя вифинцев, а прежде, по их собственным словам, они назывались стримониями, так как жили на Стримоне. Как говорят, тевкры и миаийцы изгнали их с мест обитания. Начальником азиатских фракийцев был Бассак, сын Артабана.»
В своей пятой книге, Геродот описывает обычаи фракийских племён:
«У племен же, обитающих севернее крестонеев, существует вот какой обычай. Когда кто-нибудь из племени умирает, то его жены (а у всех их много жен) начинают жаркий спор (при ревностном участии друзей): какую из них покойник-муж любил больше всех. Разрешив спор, мужчины и женщины осыпают супругу-избранницу похвалами и ближайшие родственники закалывают ее на могиле и затем предают земле вместе с супругом. Остальные же жены сильно горюют, что выбор пал не на них: ведь это для них — величайший позор. Обычаи прочих фракийцев вот какие: детей своих они продают на чужбину. Целомудрие девушек они не хранят, позволяя им вступать в сношение с любым мужчиной. Напротив, верность замужних женщин строго соблюдают и покупают себе жен у родителей за большие деньги. Татуировка на теле считается у них признаком благородства. У кого ее нет, тот не принадлежит к благородным. Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почетом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почетной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи. Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса. Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган, устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности состязания. Это погребальные обычаи фракийцев.»
Искусство фракийцев. Фрески из Казанлыкской Гробницы (купольная гробница в Болгарии, в 75 км к северо-востоку от Пловдива; обнаружена 19 апреля 1944 г. Над гробницей возвышался курган высотой 7,20 м и диаметром основания 40 м. Часть кладки и штукатурки была повреждена корнями деревьев, росшими на кургане, роспись же осталась нетронутой. Этот уникальный памятник эллинистической живописи кон. IV - нач. III в. до н.э. стал культурным достоянием не только Болгарии, но и всего мира).
Мужская голова, относящаяся к Римскому периоду:


Фракийский всадник. Сам по себе культ исчез в 4 веке до н.э.


Амазонка:


























