Сразу оговорюсь, что когда-то довольно давно (года 2, наверное, назад) мы смотрели эту же пьесу в театре "Сфера". Поэтому я не удержусь от сравнений. Не знаю, идет ли "Троил и Крессида" в "Сфере" сейчас или уже нет.
Эмоций много, они разные, возможно, будет сбивчиво.
Итааак...
Что такое "Троил и Крессида" Мирзоева.
читать дальшеЭто абсолютный фантастический сюр. А временами и "Сайлент Хилл".
Общее.
Пьеса, написанная Шекспиром, рассказывается близко к тексту, присутствуют слова и эпитеты не свойственные древней эпохе. И даже есть перчатка, которую Крессида дарил Троилу на прощание. Это раздражает, но не сильно.
Есть ужасающие! монологи Троила и Крессиды на предмет любви. Есть на мой взгляд мерзкое сводничество Пандара. Но это не вина режиссера, если здесь вообще можно кого-то в чем-то обвинять. Шекспир написал то, что было интересно и правильно в его время. Но в любом случае, в такие моменты хотелось уснуть.
При прослушивании этих же монологов в "Сфере" такого сильного ощущения, можно даже сказать, отвращения, у меня не было.
Что любопытно: в "Сфере" "героем нашего времени", то есть персонажем, одетым в современную одежду, был шут Терсит. Он мне жутко не нравился, мне он казался неправильным, выпадающим из концепта. А Пандар - дядя Крессиды и сводник был в античной одежду.
В постановке Мирзоева "героем нашего времени" выступает Пандар. Одет в костюм тройку и выглядит весьма занятно. А вот Терсит...
Терсит - это само воплощение сюра! Эдакая смесь Эфиальта (даже драный шлем прилагался) и прокаженного. Когда я увидел его, гротескно движущегося из глубины сцены, я остро ощутил себя в "Сайлент Хилле". Он стал персонажем, который потряс меня больше всего. Но потряс и понравился - немножко разное

Вторым персонажем из "Сайлент Хилла" была Кассандра. Её играет Анна Антонова, одна из девушек "Женской лиги", юмористической передачи из мини-новелл. С ней есть несколько просто офигительных моментов: например - греки и троянцы изображают битву (с использованием мебели). А она стоит сбоку, в черном вечернем платье, курит сигарету на длинном мундштуке и улыбается, будто сама Смерть. А потом, когда она пророчит, то резко поворачивая голову со взглядом из-под лобья, то отвешивает нижнюю челюсть, издавая дикий звук, который "подкачивается" эдаким урчащим рёвом, и всё это с гармонью в руках, - это всё усугубляет ощущение пребывания в "Сайлент Хилле".
Троянцы - больше всего понравился Эней. Просто красавчик. А эта сцена с юбочкой на стуле!!!





Греки - Диомед не моложавый малец, коим он был в "Сфере", а вполне солидный муж, всё время крутящий в пальцах цацку на кожаном шнурке. Эдакий расчетливый элитный купец. Агамемнон - эдакий сморчок





Ахилл и Патрокл - очередной сюр. Увидев парочку мы хором решили, что Мирзоев курил забористую траву.
Патрокл - накрашенный манерный трансвестит с колокольчиками на пальцах в шафрановой комбинашке типа пеплос, на высоченных котурнах. Я с ужасом взирал на его грациозное порхание, ожидая, что он вот-вот наступит на подол и упадет. В итоге - Патрокл получился двухметровым. Ахилл - дышит Патроклу в пупок. Когда Патрокл слез с котурн, они стали чуть более соразмерными, но всё равно Ахилл ниже. Ахилл мне тоже очень понравился. Он не герой, а комический персонаж, но так здесь и должно быть. Играли оба просто великолепно. И довольно откровенно. В том числе лежали на шкурах и поглаживали друг друга. Тут всё было исчерпывающим.
Елена - это тема отдельная. Её, кста, играет Мария Аронова. Внушительных размеров дама, всходит по выстроенной троянцами лестнице из ящиков в раму, замирает в ней и сиплым прокуренным голосом ведет речи. А в конце распахивает черный плащ - а там искуственно слепленная обнаженка с соблюдением всех анатомических подробностей. И греки и троянцы выходят на нее посмотреть. На этом моменте заканчивается первое действие.
Зал был в сильном ахуе. Тетки, сидящие сзади нас, потом всё второе действие возмущались, как театр опустился. А мне кажется - театр эволюционировал. И если ты не готов раскрыть для себя новые горизонты и не желаешь подумать и понять (а потом уже решать принять или нет), то это говорит об узости мышления. Скажу за себя: я был в шоке, я испытывал желание, чтобы Елена поскорее облачилась обратно. Но это комплекс, просто комплекс.
Действие - бои были очень символичными, вообще много символизма, а не откровенной понятной простоты, как в "Сфере". Был даже эпизод, когда все персонажи активно рубят овощи, изображая бой.
В "Сфере" бои были боями с фехтованием и прокруткой мечей. Но там это было понятно - круглый амфитеатр, сверху можно рассмотреть и оценить. В Вахтангове - плоскость, так что здесь только плоскостной символизм. Был очень мне понарвившийся момент, когда Ахилл в светлых доспехах и Гектор в темных бегают кругом друг на против друга, укрывшись щитами. Зрелище растрепало мою душу античника. Дуэли в древности были очень красивыми, хоть и кровавыми, теперь я это знаю точно.
Периодически актеры оказываются замершими в красивых позах и говорящими в стороны. Будто их цель - красивое оформление сцены

А был очень смешной момент - Терсит тянет на себя здоровенную оглоблю из-за кулис, чтобы разбить яйцо. Не тащится. Он продолжает тащить. И в итоге выволакивает из-за кулис монтера в спецодежде, который держится за другой конец "дрына"



Декорации и костюмы - сзади навалена мебель - стулья, столы, ящики. Сверху свисают цепи, однажды Троил цепляется за крепеж, его поднимают на этой цепи и он на ней крутиться.
Посреди всего - опускающий и поднимающийся в буквальном смысле - висит таран, являющийся фаллическим символом, что многократно подчеркивается по ходу спектакля. Например: Диомед стоит с краю тарана", держится за цепи и таран раскачивает, а Крессида корчится посередине этого тарана, лежа на нем.
Периодически сами актеры становятся декорациями. Например в конце, когда убивают Гектора, минут десять не меняя позы стоит бедняга Патрокл в светлом шлеме с белым плюмажем со стрелой подмышкой в виде статуи. С другой стороны стоит в картинной раме замотанная в белое Крессида.
Доспехи понравились. Длина что надо. Вспомнилась песенка "С юбочек коротеньких глаз не сводят мальчики". Так и было


А греческая верхушка как-то вышла в длинных античных одеяниях а ля Дельфийский Возничий, а сверху - белые махровые халаты. И звуки моря. А в целом - натурально санаторий для душевнобольных!


В целом я совершенно не жалею о потраченном времени. Хотя сразу после были ощущения, что у меня случился разжиж моска. Но я ощущаю душевный подъем. Очень хочу рисовать сценки из спектакля. А после "Сферы" у меня и в помине такого не было.
@темы: Троя, история, театр, Патрокл, Ахилл, рецензия, античность, развлечения
Но все же по словам в любом случае трудно ориентироваться. Очень бы хотелось посмотреть. А как дого будет идти спектакль?
Спасибо! Кто знает - вдруг будет возможность сходить, если соберусь в Москву.
Аронова меня убила больше всего.
Но то, как расписал эту пьесу - я хочу это увидеть!!!
Да то означало, что из-за фаллоса Ахилл пошел воевать, да из-за него же Гектор пострадал.