понедельник, 20 октября 2008
О ней можно судить преимущественно по памятникам письменной литературы (художественной и научной) и изобразительного искусства. Отчасти попадаются археологические свидетельства, уцелели лишь некоторые фрагменты собственно музыкальных памятников. Развитие музыки охватывает около 20 столетий (2-е тыс. до н. э. -5 в. н. э.). Сохранившиеся сведения о различных жанрах народных песен (георгики - крестьянские, эпиталамы и гименеи - свадебные, трены - заплачки, эмбатерии - походные, сколии - застольные и др.) свидетельствуют о развитом муз. фольклоре, большое место в Греции отводилось песнопениям в честь богов: Аполлона (пеаны, номы), Артемиды (парфении, юпинги), Диониса (дифирамбы, иобакхи, фаллики), Деметры (иулы), Кибелы (метроа) и т.д.
читать дальшеДревнейший ритуал жертвоприношений (спондей) представлял собой синкретическое музыкально-танцевальное действо. Самые ранние из известных творцов музыки и исполнителей (например, аэды) были одновременно и поэтами, композиторами и певцами, аккомпанировавшими себе на струнных инстументах. Личности и художественная деятельность древнейших музыкантов запечатлены в различных мифах (Олимп, Орфей, Фамирид, Марсий и др.) и эпических поэмах (Демодок и Фемий в "Одиссее" Гомера). Период архаики (7-6 вв. до н. э.) в Греции был связан с именами Терпандра, Архилоха, Ариона, Тиртея, Алкмана, Стесихора, Сапфо, Aлкея, Анакреонта, Мимнерма, Ивика, Пиндара, Вакхилида и др. В это время происходит становление и развитие многих жанров: авлодические и кифародические номы (песнопения в сопровождении авлоса или кифары), авлетические или кифаристические номы (пьесы для солирующих авлоса или кифары), элегий, гипорхем (песни, сопровождаемые танцами), эпиникиев и др. В эпоху классики (5-1-я пол. 4 вв. до н. э.) достигли расцвета трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан), в которых важную драматургическую функцию выполняла музыка. Источники свидетельствуют о новаторских тенденциях в Греции этого периода (особенно в творчестве драматургов, представителей хоровой лирики Тимофея, Фриния, Крекса и Меланиппида), которые связаны с изменениями в музыкальном языке. В эллинистическом период (начиная со 2-й пол. 4 в. до н. э.) греческая. музыка проникает во многие страны Средиземноморья.
В Древней Греции применялись буквенные вокальная и инструментальная нотации. Музыка была, в принципе, одноголосна, но при инструментальном. сопровождении напевов и дифференциации вокальных партий возникало гармоничное звучание отдельных интервалов. Основой ладового мышления древних греков были роды тетрахорда: все музыкальных связи звуков осознавались в рамках кварты с особой интервальной структурой.
В муз. практике бытовали многочисленные разновидности инструментов: струнных - лира, кифара, форминга, кинир, барбитон, лирофеникс, самбика, спадикс, псалтерий, магадис, пектида, эпигоний, набл и др.; духовых - различные. виды авлоса (бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим), сиринги (одно-, двух- и многотрубчатые) и труб (сальпинга, керас и др.); ударных - тимпан, систр, кимвалы, кроталы, псифира, роптр и др. Александрийский механик Ктесибий (3 - 2 вв. до н. э.) сконструировал первый водяной орган - гидравлос.
В Греции развивались также музыкальная теория и музыкальная эстетика. Пифагор и пифагорейцы научно сформулировали ряд акустических законов музыки. Аристоксен выдвинул тезис о значении эмпирически-слухового восприятия интервалов и звукорядов. Дальнейшее развитие муз. теории нашло отражение в трудах Никомаха, Птолемея (1-2 вв. н. э.), Аристида Квинтилиана, Порфирия, Аллипия (3-4 вв. . н. э.) и др. Этическую концепцию музыки разрабатывали многие античные учёные, в т. ч. Платон и Аристотель. Древне-греческое музыкально-теоретическое учение оказало большое воздействие на развитие европейской науки о музыке. // E.В. Герцман
Итак, струнные.
ФОрминга или правильнее ФОрминкс (др. греч. φόρμιγξ ) – возможно, это старейший музыкальный инструмент типа Кифары. Из Гомера, Гесиода, Аристофана мы знаем, что Форминга была богато украшен золотом и слоновой костью, и использовалась рапсодами. Как известно, наиболее древним греческим письменным памятником являются великие поэмы Гомера, формирование которых относят к VIII в. до н. э. Так вот, ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» нет даже упоминания о лире. Персонажи этих поэм используют два других струнных инструмента — форминга и кифарис.

Гомер рассматривает формингу как священный инструмент Аполлона и снабжает ее самыми разнообразными эпитетами: «сверх¬прекрасный», «яснозвучащий», «утонченный», «сделанный из слоновой кости» («Илиада» IX 186, XVIII 569, «Одиссея» VIII 67). По мнению некоторых современных исследователей, форминга изображена на отдельных античных росписных вазах и имеет обычно от трех до пяти струн. Однако древние писатели единодушно свидетельствуют о том, что он был семиструнным инструментом ( Пиндар «Пифийская ода» II 70—71, «Немейская ода» V 24, Страбон ХШ 2, 4 и др.). Поэтому вопрос о форминге сложен и запутан.
Внешний вид:
Похожа на кифару, но ручки более прямые и больше парралельны, и очень часто подвергались довольной сложной гравировке.
Деревянный корпус имел более мягкую круглую форму.
Корпус почти всегда представлял из себя уникальный круг или имел дизайн «глаза» на своей лицевой стороне
Вероятно, главным образом на нем играли все-таки женщины, и использовался как домашний инструмент.
С середины 4-ого века до н.э его уже не использовали, хотя продолжали упоминать в качестве архаизма в поэзии. Существует еще версия форминги, названная Максом Вегенером в 1949 пред-кифарой.

Из работы Дианы Тулиатос-Милиотис:
«Гомер также именует Формингу как «ярко звучащая» (ligus) и «богато украшенная» (daidaleos). Гомер также дает нам описание конструкции инструмента, указывая, что струны были изготовлены из овечьих кишок, а коллопсы использовались как настраивающие устройства. Коллопсы, на которые были натянуты струны, был рулоном грубой кожи. Эта жесткость позволяла держать струны в их порядке на перекладине. От византийского автора Евстафий мы знаем, что колоппс был настраивающимся устройством, сделанным из шкур шей волов или овец. Поскольку древние греки также кипятили шкуры овец и шеи волов с целью создания клея, у нас есть происхождение слова "колла" (клей). Благодаря письменным описаниям и визуальным изображениям, можно предположить, что форминга имела изогнутый контур, имела полость в корпусе и круглое основание. Другая часть форминги называлась «зугон», который, хоть и переводится как "хомут", был перекладиной или мостом, который присоединился к двум ручкам украшенного инструмента.
Вероятно, имел происхождение из Мессопотамии.
@темы:
историческая справка,
историческая статья,
исторические памятники и изображения,
Искусство,
Древняя Греция,
История
Ну, говорится, что в и"Илиаде" и "Одиссее" о лире ничего не упоминается.
Но сопровождение музыкальное ведь обязательно было?
Конечно, оно было
Ага.