Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
Для  КаМея, главным образом.

Что касается соматофилакии (соматофилаксия - это уже осовремененный вариант произношения), то античные авторы (особенно Арриан) на самом деле термином «соматофилак» называют 3 подразделения:
Пажи -«пайгес басиликос» – юные аристократы, главным образом обслуживающие басилевса. Диодор, например, прямо называет эту институт соматофилакия.
7 офицеров-«адъютантов» - 8 человек (при Александре III) личной охраны – «Соматофилакес басиликос». При Арридее и Александре IV их количество стало другим.
Пешая охрана во время боевых действий – агема гипаспистов
Арриан, например, называет это подразделение соматофилаками 4-5 раз, особо выделяя эту агему из остальных. Они, как пешие воины с аргивскими щитами, и показаны на Сидонском саркофаге, рядом с Александром.

Вообще для охраны царя было организовано четыре подразделения:
Пажи - пайгес басиликос.
Агема гипаспистов
Соматофилаки – соматофилакес басиликос
«Отряд или лейб-гвардия» кавалерии
- но для последней античные авторы ни разу не употребляют термин соматофилакия, только «ила басиликос». Поэтому они нас мало интересуют, как составная часть института соматофилакии.


читать дальше

@темы: историческая справка, историческая статья, Военное дело, Македония, Древняя Греция, История, Александр Македонский

Комментарии
04.05.2008 в 02:00

Желаю, чтобы все
Masudi
Спасибо :kiss:
А известно, в каком возрасте становились пажами? И были их обязанности фиксированными или чередовались?
И еще об одном из пажей. Что имеет в виду Арриан (точнее, его переводчик), когда говорит что "Гермолай был очень близок к Каллисфену"? (IV,14,1) Интимно близок? :attr:
04.05.2008 в 10:18

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
КаМея В 13-летнем, приблизительно, они становились.
Скорее всего, их обязанности чередовались, да и нет смысла их фиксировать.

Интимно близок?
Гляну, отпишусь))
04.05.2008 в 20:24

Желаю, чтобы все
Masudi
ИМХО, логичнее, чтобы каждый имел свои обязанности, иначе может получиться, что для какого-нибудь поручения не найдется желающих или наоборот, все кинутся делать одно и то же и столкнутся лбами :)
По идее, обязанности еще от возраста ддолжны были зависеть. Как 13-летний подросток будет на страже у царской спальни стоять или рядом с царем сражаться? А за обедом царю прислуживать или в ванной - это в самый раз.
Меня еще давно мучает вопрос: как пешие гипасписты охраняли сражавшегося в кавалерии басилевса?
05.05.2008 в 04:19

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
КаМея
Нет, ты не поняла. Скорее всего, один паж мог и помогать при одеянии и в ванной (хотя, прости, в ванной прислуживали больше рабы). Их обязанности чередовались в зависимости от смены, и наличия. В каждой смене был свой ответственный, поэтому несколько пажей могли выполнять одни и те же обязанности, но в разное время.
Но в походном варианте вряд ли брали 13-летних, это ты верно заметила. Они обслуживали больше царя (и когда царь вкушал, тоже), и учились охранять его. Более старшие - сопровождали на охоту и пр. Хотя я например думаю, что на ту же охоту брали и более юных, чтобы учились.

Меня еще давно мучает вопрос: как пешие гипасписты охраняли сражавшегося в кавалерии басилевса?

В смысле? Они были связующим звеном между конницей и фалангой. Рядом с конницей всегда сражались пешие. Скорее всего они даже могли сзади на конников прыгать, что бы те их подвозили. :D
Саша когда на стенах осажденных городов скакал, он же не на Букефале был:D Его же защищали) Кто-то описывал момент, как у Саши сломалось оружие и он забрал оружие у сражающегося рядом гипасписта.

Про Каллисфена, там нет намека на интимный момент. Хотя хрен его знает.

Кстати, я не дописала, но Арриан считал, что корпус Пажей были созданы и под персидским влиянием.
09.05.2008 в 22:45

Желаю, чтобы все
Masudi
Скорее всего, один паж мог и помогать при одеянии и в ванной (хотя, прости, в ванной прислуживали больше рабы
А вот интересно, почему? Чем процесс мытья был скажем так, "низменнее" еды, что свободным было стремно при нем прислуживать?
Саша когда на стенах осажденных городов скакал, он же не на Букефале был Его же защищали)
А, да. Я как-то все про полевые сражения думала.

Кто-то описывал момент, как у Саши сломалось оружие и он забрал оружие у сражающегося рядом гипасписта
А где это? Я помню только Граник, Когда Алекс хотел забрать копье у Ареты. Хотя "стремянный" Арета был вроде пажом, они ведь помогали царю на коня сесть.

Про Каллисфена, там нет намека на интимный момент. Хотя хрен его знает
Ну значит, не любовники. Иначе бы Арриан об этом написал, как о лишнем доказательстве причастности К. к заговору пажей.
10.05.2008 в 06:54

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
КаМея
А вот интересно, почему? Чем процесс мытья был скажем так, "низменнее" еды, что свободным было стремно при нем прислуживать?

Возможно, это связано с характером действий - натирать глиной или содой, мыть голову, потом натирать маслом. Мокрую попу вытирать (хотя какое же это обыденность дейтсвий:gigi: Я б тоже попу Саше вытерла). Плюс изначально это считалось женской обязанностью, в гомеровские времена мыли только рабыни, служанки, а иногда и сама хозяйка дома.
А при еде - они ж только подносили.

А где это? Я помню только Граник, Когда Алекс хотел забрать копье у Ареты. Хотя "стремянный" Арета был вроде пажом, они ведь помогали царю на коня сесть.
Я, п*здеть не буду, точно не помню, мне надо засесть. А вообще, кажется, Нефедкин что-то такое писал.

Ну значит, не любовники. Иначе бы Арриан об этом написал, как о лишнем доказательстве причастности К. к заговору пажей.

Да кто его знает. Македонская культура в плане секаса позволяла много такого, что тому же Арриану или Руфу, и даже Плутарху было непонятно. Что там на самом деле было с этим заговором, до сих пор непонятно. Тем более, что если олинфянин вбил в головы мальчишек афинские идеалы (а Македония имела влияние ориентализма задолго до Персидского похода, в отличие от Аттики), там очень крепкая связь должна быть. Так что я допускаю, что возможно, он и мог быть интимно близок. Они там неплохо перетрахались все вместе, если разобраться.
Впрочем, Аристотель тоже многому чему учил Сашу, но надо отметить, Саша все использовал по своему:gigi:
Кстати, пажей даже иногда заставляли вступать друг с другом в интимные связи. Считалось, что это укрепляет воинский дух:D Ну и самих, конечно, тоже, взрослые мужи укрепляли :D
12.05.2008 в 20:39

Желаю, чтобы все
Masudi
Птолемей-то с Аристобулом эту кухню должны были точно знать, уж написали бы, как на самом деле Каллисфен пажей учил :attr: Да еще от себя присочинили, с их стремленим АМ обелить.
А восточное влияние на Македонию ведь не настолько сильно, чтобы персидские шмотки рядиться да еще земно кланяться. Вот и загорелись горячие юные головы.
12.05.2008 в 21:05

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
КаМея
Да хрен знает, что там подразумевалось. Это ж нюанс переписанный.

а еще от себя присочинили, с их стремленим АМ обелить.
Аристобул вряд ли, все-таки первоисточник, и могли свои же залажать, имхо. А вот Птолемеюшко... Из 24 упоминаний у Арриана о соматофилакес басиликос 12 посвящены Птолемею. Так что, Птолян себя просто покрасил в жизнерадостный синий цвет.

А восточное влияние на Македонию ведь не настолько сильно, чтобы персидские шмотки рядиться да еще земно кланяться. Вот и загорелись горячие юные головы.
Разумеется, но оно все таки было. И потом вспомни, с чего все началось, выпороли парнишку. Вот и покатилось.
16.05.2008 в 20:03

Желаю, чтобы все
Masudi
Слушай, а отрывков из Каллисфена нигде в сети нету случайно? Хотя б на английском.
17.05.2008 в 06:44

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
 КаМея Нет, он не сохранился. Увы((
Сохранились куски из Эффипия, где он сплетни про Сашку рассказывает, и про Гефестиона в частности.
17.05.2008 в 22:40

Желаю, чтобы все
Masudi
А на каком же тогда основании историики распинаются о патетичности и фантастичности его сочинений? Неужели только отрывка из Страбона?
18.05.2008 в 06:17

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
КаМея Ты имеешь в виду ПсевдоКаллисфена?
20.05.2008 в 21:58

Желаю, чтобы все
Masudi
Вот отрывок из Страбона:
"У древних искусство предсказания и в особенности оракулы были в большем почете; теперь же господствует большое пренебрежение к ним, так как римляне довольствуются оракулами Сивиллы и тирренскими предсказаниями по внутренностям животных, по полету птиц и небесным знамениям. Поэтому и оракул в Аммоне также почти что заглох, в то время как прежде он был в большом почете. Яснее всего доказывают это писатели, описывавшие подвиги Александра; хотя они и прибавляли много лести, но все же сообщали кое-что достойное доверия. Каллисфен говорит, что жажда славы побудила Александра подняться по Нилу к оракулу, так как он слышал о том, что в прежние времена Персей и Геракл совершили такое путешествие. Александр выступил из Паретония и попал в полосу южных ветров, но был вынужден продолжать путь, сбившись затем с пути от поднявшихся облаков летучего песка; он был спасен наступившими ливнями и двумя воронами, которые указали ему дорогу. Этот рассказ уже является лестью, такого же рода и следующий о том, что жрецы разрешили только одному царю войти в храм в обычной одежде; остальные же должны были переодеться и (кроме Александра) слушать изречения оракула, находясь вне храма, и только он - из храма. Ответы оракула давались не словами, как в Дельфах и у Бранхидов, но большей частью кивками и знаками, как у Гомера:

Рек и во знаменье черными Зевс помавает бровями,

причем прорицатель принимал на себя роль Зевса. Однако прорицатель в точных выражениях сказал царю, что он - сын Зевса. К этому рассказу Каллисфен прибавляет, подобно трагическому поэту, еще следующее: после того, как Аполлон покинул оракул у Бранхидов, с тех пор как святилище было разграблено Бранхидами (которые во времена Ксеркса держали сторону персов), иссяк и источник; однако с прибытием Александра не только источник вновь появился, но и милетские послы доставили в Мемфис много изречений оракула относительно рождения Александра от Зевса, о предстоящей победе около Арбел, кончине Дария и попытках восстания в Лакедемоне. Каллисфен говорит, что Эритрейская Афинаида также возвестила о божественном происхождении Александра, ибо, по его словам, эта пророчица была похожа на древнюю Эритрейскую Сивиллу. Таковы рассказы историков." (Страбон. География XVII,1,43)

А вот Маринович о Каллисфене (Источниковедение ДГ)
Каллисфен [387, IIB, № 124, с. 630-657; 408, кол. 1674-/25/1726; 266, с. 225-248; 491, с. 22-49; 257, с. 407-413; 68, с. 125-126; 493, с. 119 сл.; 426, с. 19-28], племянник Аристотеля, видимо, был им рекомендован своему воспитаннику [ср. 257, с. 412] и стал официальным историографом похода. К этому времени он был уже сложившимся историком, автором нескольких сочинений («О первой священной войне», «Helenica» и др.); высказывалось даже мнение [257, с. 412], что выработанные им методы оказали влияние на Аристотеля. Труд Каллисфена об Александре — «Деяния Александра» — носил явно апологетический характер, очевидны также панэллинские тенденции. Это сочинение Каллисфена предназначалось прежде всего грекам и должно было создать образ Александра — героя, борца за дело всех эллинов в борьбе с персами; он подражает греческим героям, и ему покровительствуют боги. Каллисфен умел изложить события так, чтобы они льстили тщеславию Александра, подчеркнув героизм его предков, мужество и самообладание царя в минуту опасности. Для писательской манеры Каллисфена характерна патетичность. Значительное место в его сочинении занимают сообщения о чудесном: пророчество эритрейской Сивиллы о власти Александра над Азией, рассказы о различных знаках проявления благосклонности богов к Александру. Самый известный из сохранившихся фрагментов — описание посещения оракула Аммона, послуживший моделью для писавших позднее историков. Тенденциозность в освещении событий и их участников, отбор материала, стиль Каллисфена дали основание даже считать его произведение своего рода риторическим энкомием Александра [363, с. LIII]. Из дошедших до нас фрагментов Каллисфена нет ни одного о событиях после битвы при Гавгамелах. В дальнейшем между Каллисфеном и Александром возникли разногласия (в результате которых он был арестован и казнен), но эти расхождения не нашли отражения в его сочинении.

По его словам, какие-то фрагменты все же сохранились?
27.05.2008 в 05:43

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
КаМея Аа, Имеются ввиду фрагменты по которым работал Гейер (он же работал по многим фрагментам, напрмер, Эфиппий Олинфский). Я поищу, ожет, в сети в библиотеке выложено, почитаешь))
23.06.2008 в 08:38

Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
КаМея Ты на каком читаешь лучше? На инглише, френче или италия? (Нашла я)
23.06.2008 в 22:53

Желаю, чтобы все
Masudi
Ура! :ura:
На инглише давай :) С гугль-переводчиком выходит вполне читабельно. На френче и итальяно я ни в зуб ногой (

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии