Не секрет, что существует множество мнений по поводу захоронения Александра. Данное заявление сделано после «сенсационных находок» в Сиве..
Дама, кстати, так и не предъявила доказательства своего «открытия».
Итак,
«Приключения» тела Александра начинаются по воле Птолемея II, сына и наследника Птолемея I Сотера. Он перенес тело Александра из Мемфиса в Александрию, столицу царства Птолемаидов. Древние авторы очень точны и все сходятся в данной точке зрения – последнее известное погребение было в Александрии. Культ Александра Ктистеса (=основателя города) развивался в данном районе, где находилась его гробница, и которое получило название «Сема» или «Сома». «Сома» на древнегреч. означало «Тело»
Термин Сема касательно географического положения гробницы не означало его точное расположение, но оно дало имя целому району, окружавшему данный участок земли в городе.
Несколько древних авторов упоминают район Сема:
Ахиллес Татий (3 век н.э.),
Зеноб (2 век н.э.), который описал район и гробницу, как находящиеся в середине Александрии.
Лукиан (2 век)
Стабон (1 век до н.э.-1 век н.э.)
Светоний (2 век )
Псевдо-Каллисфен.
читать дальшеКульт Александра как Ктистеса упомянут во многих источниках. Птолемаиды не только поощряли его развитие культа македонского завоевателя, они также старались слить свой культ с культом Александра (кто бы сомневался – мое прим.) Уже в 3 веке до н.э. Птолемей I начал распространять слухи, согласно которому он не был сыном Лага, а был сыном Филиппа, и, следовательно, он был сводным братом Александра и его законным наследником. Подобная Пропаганда Птолемаидов хорошо прослежена у Фрейзера «Александрия Птолемаидов», Том I , 215. Птолемей I был обожествлен после смерти и почитался вместе с Александром Великим, согласно античным источникам. Их статуи показывали вместе, они были выставлены повсеместно. В том числе они были вместе и на Великом Шествии, что открывало Фестиваль (Празднование) Птолемаидов, основанный Птолемеем II в честь покойного отца (свидетельства о празднике можно найти у Афинея, в частности, подробно у Элен Райс, Великая Процессия Птолемея Филадельфа, Оксфорд, 1981 г.)
Гробница Александра в Александрии, где его тело вероятней всего лежало на всеобщем осмотрении, посещалась в античности многим важными персонами, учеными и просто путешественниками. Мы слышали, что мумия Александра изначально лежала в золотом саркофаге. Птолемей IX, неудачливый наследник Птолемея I (116-107, 87-81 B.C.), переложил тело Александра в стеклянный гроб, и выплавил золотой, пустив его на собственное монетное дело.
Это описал Страбон (17 С 794), который посещал гробницу Александра в 1 веке нашей эры. Позднее, еще более неудачливое правление наследников этого Птолемея, приведшие к экономическому коллапсу, вызванное неграмотным администриванием, вряд ли привели к тому, что Птолемаиды восстановили золотой гроб.
Диодор посетил Александрию в 60 году до н.э. и оставил нам яркое описание гробницы Александр для потомков (18.26.3; 28.2-4).
Среди знаменитых посетителей гробницы были и Юлий Цезарь, (45 год до н.э. ), засвидетельствовавший свое почтение человеку, которого он идеализировал.
Этот визит описан Светонием (Цезарь, VII) и Лукианом (X.19), оба жили во втором веке н.э.
Август, разгромивший Антония и Клеопатру в 31 оду, посетил Александрию в 30 году и посвятил Македонцу венок. Стражи предложили посетить и гробницу Птолемаидов, которые находились неподалеку. Август отвечал им, что хотел бы увидеть царя, а не мертвецов. (Дион Кассий, Римская история, 51, 2-3 век н. э.). Дион также включает анекдот в свое повествование, как в стремлении поцеловать Александра, Август нечаянно сломал ему нос.
Другие Римские императоры тоже посещали гробницу. Калигула , согласно Диону, посетил Сему и взял кирасу/панцирь Александра (Ксифилин, Эпитомы истории Диона), Септим Северус (3 век н.э.) как-то закрыл гробницу от посещений, потому что его беспокоила сохранность гробницы из-за наплыва путешественников. Последним императором был Каракалла, который считал себя реинкарнацией Александра. Он посвятил Александру кольца, мантию и другие драгоценности.
Последний задокументилизированный визит нанесли Иродий, или Иродиан (в русской историографии он по-разному зовется) (Tes Meta Markou Basileias Historion, Библия 4, 8) И Иоанн Антиох (108-238 н.э.).
В раннем христианском периоде люди тоже видели Александра в Александрии, о чем свидетельствует история святого Сисоя, отраженная на иконе, где он стоит перед скелетом Александра и рассуждает о трагедии человеческой смертности (мысль, явно сдутая у индийских «гимнософистов»).
В заключение скажем, что достаточно много свидетельств в поддержку того, что Александр погребен в древней Александрии (на ее территории), Существуют документальные свидетельства о расположении гробницы от ее посетителей с эллинистического до позднеримского периода. Некоторые из авторов, как Страбон и Диодор, сами посещали гробницу. Ни один из античных источников не говорит о том, что он мог быть погребен в оазисе Сива, в Аммонейоне Ливийской пустыни.
Начать спор об ином и начать нескончаемые спекуляции о том, что могло бы быть, приведет только к обратным результатам.
Мы надеемся, что мы предоставили нашим читателям достаточно объективный и непристрастный вывод по всей информации из первоисточников.
Copyright © Элизабет Косметату (автор) при поддержке «Эллинского центра»
Перевод – мой, ясен пень.
Калигула , согласно Диону, посетил Сему и взял кирасу/панцирь Александра - он что, снял ее с тела Александра?
В раннем христианском периоде люди тоже видели Александра в Александрии, о чем свидетельствует история святого Сисоя, отраженная на иконе, где он стоит перед скелетом Александра - т.е. это действительно было?
Что было? С Сисоем? Если верить христианским хроникам, то да, а они часто это упоминают.)))))
Спасибо.