Условное изображение Аспасии, римская копия с греческого оригинала 5 века до н.э.


Была ли она официально замужем за Периклом, каково было ее реальное влияние на Перикла и его окружение, на политику Перикла, и когда она умерла? Кем она была – женой подобно Феано (жена Пифагора) или искусной куртизанкой подобно Фаргелии? Все это до сих пор остается загадкой.
читать дальшеЕе история – история иностранки, которой афиняне уделяли много внимания - достойно нашего внимания.
Ее называли милетянкой с собачьими глазами (комедиограф Кратинус). Напомню, что собаки у греков считалась символом бесстыдства. Юной содержанткой, порной (низкий ранг проституток) и матерью ублюдка (комедиограф Евполид).
Но ее любил один из самых значимых людей в истории Афинского государства, с именем которого напрямую связывают расцвет этого полиса. Имя Аспасии тесно связано с именем Перикла, с периодом расцвета Афин, мощи этого города.
Ее ненавидели и перед ней преклонялись, ее уважали и поносили.
По происхождению она была милетянкой. И, скорее всего, она была из достаточно зажиточной семьи, потому что получила хорошее образование. Некоторые источники называли ее военной добычей, но сейчас это опровергается современными исследователями. О ней писали в своих работах Ксенофон, Аристофан, Антисфен, Цицерон и другие авторы. Некоторые ученые полагают, что Платон описал ее в своих диалогах как Диотиму, видя сходство с Аспасией Эсхина Сократика, хотя часть ученых считает, что Диотима – это реальное историческое лицо. Эсхин Сократик написал диалог Аспасия, который- увы- до нас полностью не дошел. Возможно, найди его, и все загадки Аспасии решатся
Говорили, что она держала бордель и была обыкновенной шлюхой. Правда ли это? Мы до сих пор не знаем.
Аспасия родилась в 470 году. Ее отца звали Аксиохом.
Питер Бикнелл благодаря своим работам с аттическими надгробными надписями, которые упоминали имена Аксиох и Аспазия, предложил свою теорию ее происхождения. Его теория говорит о том, что возможно ее семья была связана Алкивиадом II с который был подвергнут остракизму в 460 году, и возможно провел время изгнания в Милете, где он мог женится на дочери Аксиоха. Алкивиад вернулся в Афины с женой и ее юной сестрой, Аспазией. Первый ребенок от брака был назвал Аксиохом (это был дядя знаменитого Алкивиада) и второго - Аспасий. Он также полагает, что, таким образом, Перикл мог встретить ее именно благодаря своим родственным связям с домой Алкивиада.
В любом случае, в 450 году она прибыла в Афины, чтобы навсегда связать свое имя со славой Перикла, опытного кормчего афинской демократии. В Афинах Аспасия стала гетерой и, возможно, даже попала в бордель. Она соперничала со знаменитой Фаргелией, другой ионийкой. Во всяком случае, ее слава как гетеры росла.
Она стала любовницей Перикла. После его развода в 445 году с первой женой она стала его спутницей и стала жить вместе с ним в одном доме. Сын Перикл Младший родился ок. 440. А в 428 году она родила еще сына второму супругу, Лисиклу.
Перикл, Берлин:



В афинском обществе она славилась умением вести разговоры, и прекрасным советчиком. Ее дом стал интеллектуальным центром Афин, и его посещали многие мыслители и творцы, включая Сократа. И, если верить рассказам, даже своих жен они могли приводить в дом Аспазии. Некоторые историки полагают это историческим анекдотом, чем действительным фактом, потому что непонятно, как на это реагировали афинские надзиратели за женщинами - гинекомы. Но тот же Эсхин Сократик писал о беседе Аспасии с Ксенофонтом и его женой - об арете и эросе.
Плутарх утверждал, что Перикл не выходил из дома, не поцеловав свою супругу. Ее влияние на мужа, скорее всего, удивляло афинян, привыкших к однозначной роли афинской женщины обществе - как женщины, обязанной дать жизнь законным наследникам.
Историки полагают, что нападки на Аспасию начались после войны с Афин с Самосом. В 441 году Милет начал воевать с Самосом за Приену, ионийский город. Афины выступили на стороне Милета, и ходили четкие слухи, что именно Аспасия выступила инициатором вступления Афин в эту войну, и что Перикл начал ее, чтобы угодить Аспазии.
Перед началом Пелопонесской войны (431-404), Перикл, его ближайшие друзья и Аспасия стали подвергаться достаточно серьезным нападкам, включая и судебные преследования. На самом деле, целью этих обвинений было ослабление влияния Перикла, «первого из граждан».
Сократ

Антисфен

Ксенофонт

Его друг, гениальный скульптор Фидий умер в тюрьме по обвинению в святотатстве. Напомню, его обвинили в том, что он изобразил себя на щите Афины. Было также выдвинуто обвинение в том, что он украл золото, выделенное для статуи дочери Зевса, но это обвинение было снято.
Другой друг, Анаксагор предстал перед экклесией. И был вынужден покинуть Афины.
Комедийный поэт Гермипп выступил инициатором процесса против Аспасии по обвинению в развращении свободных женщин Афин (Плутарх). Защитником выступил Перикл, он очень эмоционально выступил, говорили, даже плакал, и с Аспасии были сняты обвинения. Некоторые историки подвергают сомнению историчность данного эпизода, считая это повторением из каких-то комедийных сцен.
Аристофан в Ахарнянях (первая награда комедиографа). обвинил Аспасию в развязывании Пелопонесской войны. Он заявил, что Мегарцы украли девок в борделе Аспасии, отсюда Перикл был вынужден начать войну.
Ее называли новой Омфалой, Деянирой (Деянира погубила Геракла), Герой (Перикла называли Олимпийцем, т.е. Зевсом), Еленой (Троянской). Из –за нее на собственного отца нападал даже сын Перикла Ксантипп, который тоже имел огромные политические амбиции. Дурис заявлял, что Аспасия была виновна и в Самосской и в Пелопонесской войнах. На отношения Перикла и Аспасии нападал и Афиней.
Но насмешник Сократ мог называть ее своим учителем, хотя некоторые ученым ставят под сомнение эти данные. Говорили, что ее обожал даже Еврипид, известный женоненавистник. Лукиан называл ее образцом мудрости. Она была крайне популярна уже в свою эпоху – Кир Младший назвал ее именем свою наложницу, Милто. После гибели Кира в битве с братом, Артаксерксом II эта Аспасия стала любимой наложницей этого царя Персии, и имела огромной влияние. Сирийские манускрипты упоминают ее и свидетельствуют о том, что она составляла речи и учила людей читать, что может подтвердить ее славу как ритора. Аспасия упоминается даже в Суде, Византийской энциклопедии 10 века.
В 430 году в дом Перикла пришло горе – от эпидемии чумы умерли его сестра, и два его сына – Ксантипп и любимый Парал, от первого брака. Горе Перикла было огромным, его не смягчили ни увещевания Аспасии, ни извинения вечно неблагодарных афинян, которые незадолго до этого обвинили его в хищении и наложили огромный денежный штраф.
И осенью 429 года человек, при котором Афины достигли своего максимального расцвета, умер. От чумы. Она выходит замуж за Лисикла, афинского военачальника и лидера демократов, и родила от него сына. Любила ли она второго мужа – неизвестно, но абсолютно точно, ей была нужна защита. Говорили, что она сделала его первым человеком в Афинах.
В 428 году Лисикл погиб в бою. И Аспасия навсегда исчезает из хроник. Ее сын от Перикла был казнен в числе других полководцев после битвы при Аргинусских островах. Напомню, что из-за надвигающейся бури полководцы не успели похоронить павших, и афинское собрание приговорило их за это к смерти.
Умерла она, наверное, в году 400, на Лесбосе. Больше мы о ней ничего не знаем, и наверное, это хорошо, потому что можно надеяться, что она не стала алкоголичкой подобно известной гетере Лаиссе Коринфской, умершей где-то в трущобах или не повторила судьбу другой Лаиссы, которую побили женщины камнями в храме. Наверное, она просто тихо умерла в кругу семьи.
Самое забавное в истории Перикла и Аспасии - то, что человек, говорящий, что лучше для женщины, когда для нее никак не говорят – ни хорошо ни плохо, взял в спутницы Аспасию., имя которой гремело с подмостков театров, в цирюльнях, на узких афинских улицах, в мегаронах и гинекеях двухэтажных афинских домов. Да и не только в Афинах.
Человек, настоявший на принятии закона 451 года о непредоставлении гражданства детям афинян от брака с иностранками (с государствами которых у Афин не было специального договора), потеряв своих сыновей от первой жены, был вынужден умолять Собрание дать гражданство его сыну от союза с Аспасией, милетянкой по происхождению.
Это ли не насмешка седых Мойр?
При жизни ее откровенно осмеивали, а после смерти она стала одним из замечательных символов Древней Эллады. И остается им до сих пор.
@темы: исторические личности, историческая статья, исторические памятники и изображения, Афины, Древняя Греция
Я читал о ней в романе "Две смерти Сократа". Если честно, там она мне вовсе не импанировала.
Я так понимаю, что обретя определенный статус, она просто являла собой передаточное знамя с надписью "лучший", которое всем хотелось заполучить.
Крупская античного мира
Спасибо за инфу, с интересом прочел.
Крупская античного мира