На данный период времени не обнаружено/раскопано на материковой территории Македонии ни одного полноценного храма. Только тумулусы, святилища и геруны/герооны.
Религию Македонии отличало почти полное отсутствие культов некоторых олимпийских богов, например, культа Гефеста. В тоже время важность имели другие, "чужие" боги - Ксандикос, Даррон, Фракийский Герой-Всадник, Кибела. Некоторые боги были особенно важны - Дионис, Зевс, Геракл, Афина (в южных районах), Диоскуры (правда, под вопросом). Также важное значение в религии имел Оракул Додоны, Самофракийские мистерии (государственные мистерии), Дионисийские и Орфические Мистерии
читать дальшеНемного о Самофракийских мистериях.
Самфракийские мистерии имели прямое отношение к Кругу Самофракийского Святилища, известное также как Святилище Великих Богов, было одним из основных главных Пан-эллиниских святилищ. Святилище было построено сразу за крепостным валом города Самофракии, тем не менее оно обладало независимым статусом, о чем свидетельствуют корабли послов отправленных в течение празднований.
Эти мистерии известны на всей территории античной Греции, этот хтонический культ был не менее известен, чем те же Элевсинские Мистерии. Инициирование проходили несколько знаменитых людей: историк Геродот - один из немногих авторов, который оставил хотя бы немного пояснений по данному культу, спартанский лидер Лисандр и несколько афинян - культ упоминался и Платоном и Аристофаном.
Период резкого подъема данного культа произошел в течение эллинического периода, когда он стал, после решения Филиппа II, македонским государственным святилищем, и когда наследники Александра Великого соперничали перед друг другом в проявлениях своей щедрости. Оно оставалось важным культовым местом до конца римского периода - император Адриан посещал мистерии и ученый и писатель Варрон описывал часть мистерий - и как раз история культа угасла в конце периода Поздней Античности.
Идентификация и происхождение божеств почитаемая в святилище нходится по-большому счету под большим вопросом, потому что было запретом произносить их имена. Литературные источники ошибочно упоминают их под сборным именем "Кабиры", в то время как они носили более простое название Богов или Великих Богов на надробных надписях.
Пантеон Великих богов состоит из нескольких хтонических божеств, изначально заимствованными прибывшими греческими колонистами острова в 7 веке до н.э. и которые в центре своего поклонения имеют одну главную фигуру - Великую Мать.
Великая мать - богиня часто изображающаяся на монетной чеканке Самофракии как сидящая женщина со львом рядом. Ее настоящее тайное имя - Аксирос. Культ похож на культ анатолийской Великой Матери, фригийской Кибелы, и троянской Матерью-богиней горы Ида. Греки отождествляли ее с богиней плодородия Деметрой. Великая мать была всемогущей госпожей дикой природы гор, и почиталась в священных горах где в ее честь приносились жертвы и приношения. В святилище Самофракии, эти алтари были сделаны из порфиры (минерал) различных цветов (красный, зеленый, синий или серый). Также было верование, что ее власть также проявлялась в прожилках магнитного железа, из которого изготавливались кольца, что носили инициируемые в знак узнавания друг друга. Некоторое кол-во этих колец были обнаружены в гробницах соседних некрополей.
Геката, под именем Зеринтия, и Афродита-Зеринтия, две важные богини природы, также почитались в Самофракии, их культ отличался от культа Матери Богини и более близко отождествлялись с греческими богинями-тезками.
Кадмилос, бог плодородия, супруги Аксиросы, бог плодородия который онтентифицировался у Греков как Гермес. Это был фаллический культ, чьими священными символами были голова барана и жезл (кикайкейон), который как правило был фаллическим символом и который был изображен на некоторых монетах.
Два других мужских божества были спутниками Кадмилоса. Они могут относится к двум легендарным героям которых и основали Самофракийские мистерии - братья Дардан и Ээтион. Они отождествлялись греками с Диоскурами, героями-близнецами известными защитниками моряков от стихийных бедствий.
Была еще пара подземных божеств, Аксиокерс и Аксиокерса, которые идентифицировались с Гадесом и Персефоной, хотя они не были частью пантеона пре-эллинистичексих божеств. Сцена (принятая у греков) изнасилования богини плодородия богом подземного мира исполнялась на священных представлениях Самотракии, хотя на ней акцентировались в меньшей степени чем на тех же Элевсинах.
В течение позднего периода этот же миф был ассоциирован с женитьбой Кадмоса и Гармонии, возможно благодаря похожести имен Кадмилоса и Электры.
Теперь, что говорят сами древние авторы о религии Македонии:
"Уладив эти дела, он вернулся в Македонию. Там он совершил жертвоприношение Зевсу Олимпийскому, которое учредил еще Архелай и которое стало обычаем вплоть до тех дней"
(Арриан, Анабасис I 11.1)
"Говорят, что он (Александр) также учредил публичные состязания в честь Муз."
(Арриан, Анабасис I 11.2)
"Когда он был примерно на середине Геллеспонта он принес в жертву быка Посейдону и Нереидам и далее совершил возлияние им прямо в море из золотого кубка."
(Арриан Анабасис I 11)
"Они говорят также что он был первым человеком, кто в полном воинском облачении сошел с корабля на землю Азии, и он воздвигнул алтари Зевску, защитнику людей на земле, Афине и Гераклу.
(Ариан Анабасис I 11.6)
«Филипп, после этого знамения, отправил в
Дельфы Хаерона из Мегалополиса, и тот привез ему оракул Аполлона, предписывавший приносить жертвы Аммону и чтить этого бога больше всех
других.»
(Плутарх, Жизнеописание Александра)
«Он (Александр) воздвиг алтари богам, к которым до сих пор
приходят цари пресиев, когда они пересекают реку, чтобы поклониться им и совершить жертвоприношения по греческому обряду.»
(Плутарх, Жизнеописание Александра)
Наряду с богатыми показами празднеств, Филипп включил в процессию, помимо статуй этих двенадцати Богов, выполненных с большим мастерством и очень богато и пышно украшенные, чтобы поразить воображение и устрашить зрителей, тринадцатую статую, подобно изображениям богов, статуя Филиппа, поэтому царь показывал, что он сам возвеличен подобно этим 12 богам.
(Диодор Сицилийский, Глава 16, 95.2)
Он (Царь Филипп) хотел, чтобы так можно больше греков приняли участие на празднествах в честь богов, и поэтому запланировал блестящие музыкальные соревнования и великолепные пиры для друзей и гостей. Со всей Греции он созвал своих личных друзей и приказал членам своего двора пригласить всех своих знакомых, которых они имели за границей Македонии.
(Диодор Сицилийский, Глава 16, 91.5-6)
Будущее процветание (исторического генерала) Селевка было предсказано ясными знамениями. Когда он выступал из Македонии с Александросом (Великим) и совершалось жертвоприношение (в Македонии) Зевсу, дерево, которое лежало на алтаре, само подвинулось к нему и загорелось без всякого применения огня.
Павсаний, Путешествие по Греции 1.16.1
Делос мог бы получить из рук Музы первый приз, потому что она купала Аполлона бога певцов, и пеленала его, и она была первой, кто признала его как бога.
Равно как Муза питает отвращение к нему кто не воспевает Пимпелайи (город в Пайрее/Македония посвященный Музам), так и Фобос питал бы отвращение к тому, кто Делос.
Каллимах, Гимн IV Делосу 3
Они говорят, что после (основания святилища трех Муз на Горе Геликон в Беотии) Пирос, македонянин, в честь которого гора в Македонии была названа, пришел в Феспии
и учредил 9 муз, поменяв их имена на те, которые мы слышим сейчас.
Павсаний, Путешествие по Греции 9.39.3
Говоря о роскоши Александра Великого, Эффипий Олинфский в своей книге «На смерть Александра и Гефестиона» говорит, что в парке для него был воздвигнут золотой трон и кушетка с серебряными ножками, на котором он сидел, когда он пировал в компании своих собутыльников. И Никобул говорит, что в течении обеда сотрапезники соревновались между собой и лезли из кожи вон, чтобы развлечь царя, и в этом самом русле на его последнем обеде Александр лично сыграл на память сцену из Андромеды Еврипида, и провозглашение тостов с неразбавленным вином заставило других поступить также. Эфиппий, опять же, говорит, что Александр также носил священные одеяния на этих обедах, однажды он одел пурпурную мантию Амона, тонкие сандалии и рога, как у богов; в другой раз, он облачался в костюм Артемиды, который он часто носил даже в своей колеснице, облачаясь в персидский стиль одежды, а за плечами был лук и охотничье копье богини; в то время как, в иные случаи он одевался как Гермес;. в других случаях, как правило, в повседневности, он носил пурпурный походный плащ, пурпурную туника с белыми полосами, и македонской шляпой с царским филе; но когда ему надо было выходить на публику, он носил крылатые сандалии и широкополую шляпу на его голове, нес (жезл) кадуцей в руке; хотя, очень часто, он носил шкуру льва и дубинку, в подражание Гераклу.
Удивительно ли, что император Коммод в наше время также носит дубинку Геркулеса которая с ним, когда он движется в колеснице, облаченный в шкуру льва, что волочится за ним, и желает, чтобы его называли Геркулесом, беря в пример Александра, ученика Аристотеля, облачавшийся сам как боги, не говоря уже о богине Артемиде? Александр опрыскивал все полы ценными духами и пахнущим вином. В его честь курились мирра и другие благовония; везде были религиозное замирание и тишина, которые рождались из страха и желания провести и совершить быстро все обряды теми, кто присутствовал на его глазах. Говорили, что он был вспыльчив и склонен к убийствам, на самом деле, он был меланхолически-безумным. В Экбатанах он устроил празднества в честь Диониса, все доставлялось на пиры с большим размахом, и Сатрабат, сатрап, развлекал все войска.
Афинское. Книга XII. 537 d – 540 a
Касательно профессиональных «друзей-компаньонов» Филетайрус сказал в «Охотнице»: «Ясное дело, что где-то есть святилище Другу, но в Греции есть только одно – Супруге. Но я знаю о празднествах, Гетайридейях. Справляемых в Магнезии, не в честь этих «друзей»(гетайров), а в честь другого, что было упомянуто Хегесандром в своих Комментариях: «Магнесийцы справляли празднества Гетайридеи. Они написали, что Ясон, сын Эсона, был первым кто принес жертву Зевсу Гетайрейос и так, он назвал празднества Гетайридейи. И все цари Македонии также праздновали с жертвоприношениями Гетайридейи».
@темы: историческая справка, историческая статья, Македония, История, Александр Македонский, Обычаи
И занятная ассоциация между святилищем Другу и святилищем Супруге.
Вощем, "а я всегда думаю. про односла"
А что такое тумулусы и геруны?
Геруны (или как их еще называют, герооны) - это святилища, посвященные герою))