Господа и дамы!
Предлагаю вашему вниманию интересную статью, найденную мной недавно:
Владимир Вишнев. Александр Македонский в восточной поэзии
В общем, для чтения и обсуждения)
Предлагаю вашему вниманию интересную статью, найденную мной недавно:
Владимир Вишнев. Александр Македонский в восточной поэзии
В общем, для чтения и обсуждения)
Но автор в одном прав - европейцы с восточниками не особо дружат и особо не стремятся сопоставлять свои истории. И представление о восточной истории у среднего европейца - ниже плинтуса. Если не ниже. А вот восточник еропейскую историю знает лучше.
А Низами - рулит.
А че нет-то?
Я быстро читаю. Слог у статьи легкий и приятный.
Я фики медленно читаю
а статью распечатала. хвтаит зрение портить.
=Dim_ON= спасибо за статью!
Очень люблю эту вещь.
DeeLatener А мне всегда нравилась генеалогия Мегаса и Филиппа. И то, что Олимпиада была женой Дария и дочерью Филиппа
Во- первых, автор просто пытается представить нам Мегаса с т. зрения восточной культуры, он не претендует на истинну, а задает кое-какие забавные вопросы. При этом он не унижает европейцев, типа Арриана или Руфа. То что в восточных источниках есть иные факты о Мегасе, это точно. И в европейскую историю они почему-то не попадают. И о его пребывании в Средней Азии,о его системе управления, как он специально ссорил межлу собой сатрапов. О его скифской жене, о дворце в Самарканде. Архелогически данные уже есть.
Или например, то, что Роксана была внучкой Артабаза, об этом офиц. история почему -то не упоминает, и рассуждает, типа, ой-ё-ё, она была обыкновенной бактрийской телкой, а Мегас влюбился. Ни хера, она принадлежала к нехилому роду, арабские рукописи об этом говорят.
Просто мы, европейцы так устроены, что восточникам мы не доверяем, дескать, вруны они. А сопоставлять свои истории надо бы.
Но этот самый Искандер - это же и есть образ Александра в восточной литературе. А в статье, кажтся, не говорится, что в поэзии более точные факты.
Tamillla
Александр в восточной поэзии - это Искандер, разновидность архетипического образа Идеального Правителя, которому приписаны некоторые факты биографии басилевса древней Македонии Александра III Великого. Вот и все, что можно сказать по этому поводу. Собственно Александра в средневековой восточной поэзии нет, как нет и в европейских "Александриях". Можно писать работу на тему "Образ Искандера в поэзии Фирдоуси, Низами, Навои или кого там еще". но не о реальной исторической личности Александре Македонском в средневековой поэзии, поскольку его там нет. А чтобы составить полноценное представление об Искандере, надо прочитать всех вышеупомянутых поэтов, подобная же подборка броских цитат поможет в этом не более, чем шпаргалки для не желающих читать классику лентяев, которыми завалены все книжные магазины, помогут узнать Пушкина или Булгакова. Автор попросту собрал самые яркие цитаты, чтобы произвести на читателя впечатление: "А на Востоке все не так! А у них Александр Францию завоевал! И умер в 36 лет!" Одним словом, экзотика. Да нет, я не сомневаюсь в существовании восточных источников, и могу только жалеть о том, что средневековый менталитет требовал сказок о фантастических странах и чудовищах вместо исторического правдоподобия. Но почему же наш просвещенный автор не говорит о присхождении этих сведений? Те же сведения о смерти в 36 лет были заимствованы из неизвестного источника, или это был художественный замысел поэта, или он просто не смог найти другой рифмы? А может быть все дело в разном летосчислении? И я не утверждаю, что на Востоке врут больше, чем на Западе, но в любой точке земного шара писатели пользуются своим авторским правом поступать и историческими событиями и персонажами как им заблагорассудится. И сопоставила бы охотно Арриана с какой-нить арабской рукописью - давно бы пора восточникам и западникам перестать мериться пиписьками и жить дружно, как завещал кот Леопольд - да вот не дают...
И потом, если рассуждать таким образом, то Саня в принципе архетип (если ахетип - это прообраз, идея) и для западной истории. Ибо никто уже точно не скажет, что там правда, а где просто уже легенда в угоду взглядов историков.
Автор статьи - не историк, а кажется лингвист. Потому и приводит яркие цитаты. Это лингвистическая статья по большому счету.
А на lib.ru кажется начинает функционировать проект - восточных рукописей, правда медленно выкладываются работы, но сама понимаешь связано с переводами.
Литература, которую использовал своем реферате автор, приведена ниже. Меня напрягает только присутствие гражданина А.Фоменко там. Но, насколько я поняла, автор использовал оттуда "цикличность" по Фоменко.
А по поводу западников и восточников - он мерялись письками, и будут меряться дальше. Оосбенно, что касается периода эллинизма на Востоке. Тема болезненная. Да и разница менталитетов.
Ты видимо не поняла. Это статья об Александре в восточной поэзии. Практически это - анализ как повлиял Саня на восточную поэзию в том числе.
Да НЕТ Александра в восточной поэзии, нет! Искандер - это не Александр. Сооветственно, и все влияние сводится к тому, что некоторые факты из жизни Сани приписали Искандеру. Если бы Александра не было, эти сказания сочинили бы про другого человека. Ничего бы не изменилось, кроме имени персонажа, ну и подробностей его жизни. Фирдоуси и прочие хотели писать про Идеального Правителя, и не будь Александра, написали бы про кого-нибудь другого.
И потом, если рассуждать таким образом, то Саня в принципе архетип (если ахетип - это прообраз, идея) и для западной истории. Ибо никто уже точно не скажет, что там правда, а где просто уже легенда в угоду взглядов историков.
Но Александр, в отличие от Искандера - не вымышленное обобщение, а живой человек.
Автор статьи - не историк, а кажется лингвист. Потому и приводит яркие цитаты. Это лингвистическая статья по большому счету.
Но цитаты отбирались именно по фактологическому содержанию, а не по лингвистическим особенностям. Вот я и спрашиваю - зачем? Знатоки восточной литературы и так знают, в чем отличие Александра от Искандера. А если это прочтет человек "не в теме", что он себе вообразит?!
У меня единственный вопрос:
А ты уверена, что то, что мы читаем у Плутарха, Арриана и прочих, это и есть реальный Саня?
Я воспринимаю эту статью ближе к линвистике. Человек не в теме ее читать не будет. Он ее неасилит до конца, я тебя уверяю.
А ты уверена, что то, что мы читаем у Плутарха, Арриана и прочих, это и есть реальный Саня?
Отнюдь нет. Но это ведь не обобщенный вымысел, как Искандер.
Человек не в теме ее читать не будет. Он ее неасилит до конца, я тебя уверяю.
Что ниасилит, я тоже не сомневаюсь. Но яркие цитаты прочтет и сделает выводы.
Искандер - это Александр в восточной традиции
И те же рассказы о крылатых воинах Мегаса, о которых рассказывают в северном Афганистане, помогли найти предполагаемую Согдийскую Скалу, кстати. Так что здесь все намного сложнее, чем просто обычные восточные враки.
Но яркие цитаты прочтет и сделает выводы.
Да вряд ли. Для того чтобы сделать вывод, надо понимать что это такое, эта самая эта яркая цитата. Надо хотя бы понимать особенности восточной культуры, чтобы сделать вывод
В божественное происхождение и сейчас кое-кто верит. И не на Востоке.
Искандер литературный - слишком далек от Александра.
Выводы сделает самые простые - или "Все так и было! А историки врут!" или "Вся восточная поэзия - брехня!"
В божественное происхождение и сейчас кое-кто верит. И не на Востоке.
Эт ты про нас , что ли?
Выводы сделает самые простые - или "Все так и было! А историки врут!" или "Вся восточная поэзия - брехня!"
Значит , дурак будет
Эт ты про нас , что ли?
Был у нас такой камрад. Вроде и не один.
Значит , дурак будет
Просто наивный и ривыкший доверять на слово профессионалам. А таких много.
Знаешь на такие детские выкрики типа все историки врут, или все все врут способен только дурак.
Которую?
А дураков много
Дураков много, но мы не из их числа
2 чела проголосовали
А ссылку кинешь? голосовалок уже столько было...Плохо помню, но видимо, эта не она. Я говорила о признании камрада Эпирус, он же Filalexandros, что Мегас - Сын Зевса.
Дураков много, но мы не из их числа
Но даже не у дураков, а просто у дилетантов статья может сформировать неверное мнение.