Moral. Fag. And proud of it.
Я вот все думаю...
В "Александре" Александр, царь, добирается до Дария и швыряет в него копье, почти попадает. Вроде исторический факт?..
В "300" Леонид, царь, добирается до Ксеркса и швыряет в него копье, можно сказать, слегка попадает.
Что это? просто совпадение? усилитель эффекта драматизма? или смешение двух легенд?
В "Александре" Александр, царь, добирается до Дария и швыряет в него копье, почти попадает. Вроде исторический факт?..
В "300" Леонид, царь, добирается до Ксеркса и швыряет в него копье, можно сказать, слегка попадает.
Что это? просто совпадение? усилитель эффекта драматизма? или смешение двух легенд?
Вроде исторический факт?..
Скорее анекдот. Историки в нем очень сомнневаются.
Что это? просто совпадение? усилитель эффекта драматизма? или смешение двух легенд?
ИМХО, ответ 2 и 3
60
Это была вторая удача персов. Александр, торопясь собственным вмешательством поправить дело, устремился на самого Дария с царским отрядом и с другими превосходными всадниками. (2) Царь персов встретил атаку неприятеля, сражаясь с колесницы: он бросал дротиками в несшихся на него врагов; воины его сражались вместе с ним, но цари кинулись друг на друга. Александр метнул дротиком в Дария, но промахнулся и попал в возницу, стоявшего рядом с царем. (3) Воины, окружавшие Дария, громко вскрикнули: те, кто стоял поодаль, решили, что убит царь; они положили начало бегству, и за ними устремилась целая толпа. Отряд, стоявший возле Дария, вскоре был разметан. Не оказалось защитников и с другой стороны, и сам царь в ужасе обратился в бегство.
Диодор Сицилийский. (сражение при Арбелах)
Недоказуемо, было-небыло, но, как обычно, сбросить со счетов нельзя. То, что древние в бою прежде всего стремились уничтожить царя, и лучше, если это сделает царь противоборствующей стороны - факт, к тому же считали, что персы лишившись царя\полководца, очень быстро перестают сопротивляться. Поэтому возможно и то, что Александр действительно кинул копье, стремясь достать Дария (думаю, подойти к нему ближе, чем на бросок копья, было невозможно, Арриан по этому поводу говорит, что Бессмертные, защищая царя, полегли в таком количестве, что их тела завалили его колесницу, заблокировав и сделав ее движение невозможным, так, что Дарию пришлось бросить ее и уехать просто верхом.
А возможно, это просто легенда. 50\50
Насчет Леонида в "300", мне кажется, усилитель драматизма и доблести, не знаю, рассказывали ли исторические источники, о нем писавшие, о таком же броске.
То, что древние в бою прежде всего стремились уничтожить царя, и лучше, если это сделает царь противоборствующей стороны - факт, к тому же считали, что персы лишившись царя\полководца, очень быстро перестают сопротивляться. Поэтому возможно и то, что Александр действительно кинул копье, стремясь достать Дария
Древние полководцы воевали по-настоящему и своим бесстрашием и героизмом даже подавали пример всем остальным воинам, и царь, естественно, должен был сразиться с царем, так что с Леонидом скорее закономерность, чем случайность или воплощение легенды.
А исторический Ксеркс в битву не лез, а смотрел издалека, так что не достать было.
Я передаю, как вполне достоверные, те сведения об Александре, сыне Филлипа, которые одинаково сообщают и Птолемей, сын Лага, и Аристобул, сын Аристобула. В тех случаях, когда они между собой не согласны, я выбирал то, что мне казалось более достоверным и заслуживающим упоминания.(2) Другие рассказывали о нем иначе; нет вообще человека, о котором писали бы больше и противоречивее. Птолемей и Аристобул кажутся мне более достоверными: Аристобул сопровождал Александра в его походах, Птолемей тоже сопровождал его, а, кроме того, он сам был царем, и ему лгать стыднее, чем кому другому. А так как оба они писали уже по смерти Александра, то ничто не заставляло их искажать события и никакой награды им за то не было бы.(3) Есть и у других писателей сведения, которые показались мне достойными упоминания и не вовсе невероятными; я записал их как рассказы, которые ходят об Александре.
Возможно, и не было, но доказать, что не было, невозможно, потому до выяснения обстоятельств в любом случае будет 50\50.