"Поднимаю" старую запись, дополненную.
Я не стала писать ийсхуйствоведческие заморочки, нахНаша красота находится в небольшом сквозном зале Неаполитанского Археологического музея.
читать дальшеМолельная:
читать дальшечитать дальше
А вот тут, я щетаю, был изображен Гефестион. Но снова как-то не срослось...
читать дальшеОдна из самых знаменитых древних мозаик, которая сохранилась до нашего времени, и о которой писал даже Гёте ( и успел же...). Как общепринято считается, на мозаике изображен фрагмент битвы при Иссе, а именно момент, когда Александр "встретил" Дария III. Она была обнаружена в одной из крупнейших вилл в Помпеях, т.н. Вилле Фавна, 24 октября 1831 года.
читать дальшеСчитается, что данная мозаика - это копия картины Филоксена Эретрийского, которую тот выполнил по заказу Кассандра в прим. 300 году до н.э.. (согласно свидетельству Плиния Младшего). Датируется 125-120 гг до. н.э. (в прошлый раз я неправильно дала датировку мозаики, исправляюсь)
Некоторые исследователи полагают, что автор картины-оригинала - Апеллес.
Ее размер: 5,82 х 3.13m, и состоит она из более полумиллиона тессер. Они собраны в картину по технике, известной как "opus vermiculatum", то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям, причем размер тессер - не более 4 мм. Использовались тессеры только 4 цветов: белый, желтый, красный и черный. Как раз маленькие размеры тессер позволили изобразить невероятно тонкие детали и живописные эффекты, в том числе замечательные портреты Александра и Дария.
Оригинал картины, которую повторяет мозаика, была очень хорошо известна римлянам, т.к. та же сцена изображается на этрусской урне из Перуджии, и на римской чаше из мастерской Гая Попилия (я попозжа напишу про это).
читать дальшеПроизведение является копией мастеров александрийской школы мозаики с живописного древнегреческого полотна, исполненная в другой технике. Временная привязка создания картины, сделанная из литературных данных, подтверждается манерой исполнения с ограниченным набором использованных цветов и способом рисования, характерного для раннеэллинистического времени.
Гавгамелы или Иссы?
В данный момент нет однозначного мнения по этому вопросу – какой бой изображен на мозаике. Превалирует стойкое мнение, что на полотне изображен символический бой, как выражение прославления подвигов Александра в Азиатском походе, и лично я тоже так думаю.
В пользу Гавгамел/Арбел свидетельствуют следующие факты:
1. На фоне стоит неживое дерево. Гавгамелы, как вариант, переводится как "безжизненное дерево". Поэтому исследователи сразу назвали мозаику как «Битва при Арбелах/Гавгамелах". Также в пользу этой битвы исследователи рассматривали одеяние Александра – двойной льняной панцирь, который был якобы взят из добычи при Иссе.
2. Изображен меч работы китийских мастеров, и якобы различима эмблема Кития.
3. При Гавгамелах Дарий сбежал на недавно ожеребившейся кобыле. Позади поворачивающейся колесницы стоит перс с конем (?).
В пользу Иссы - следующее:
1. Считается, что рядом с Дарием - брат Дария, Оксатр, начальник конницы, который спасает своего брата.
2. Возможно, поза Дария говорит, что он бросил оружие в сторону Сани (при Иссе Александр был якобы ранен в ногу самим Дарием либо кинжалом, либо мечом).
Но считается, что именно Исса была очень важным поворотным моментом в истории завоеваний Александра, и была первой битвой, где персы под прямым предводительством царя потерпели поражение от греков. Тема побега Дария очень широко обсуждалась именно при его исском бегстве. Поэтому считается, что это тоже может быть истолковано в пользу того, что изображена именно исская битва, как наиболее важная.
И фотоспам, нарытый у немцев, хорошо отражающий технику мозаики: