Греческая семья была моногамной. Главенствующую роль в ней играл отец. Значение женщин оставалось сугубо второстепенным; доминировало пренебрежительное к ним отношение. Девушки и замужние женщины вели почти исключительно затворническую жизнь, занимаясь домашним хозяйством (пряли, ткали, шили, стирали). Они редко получали образование, были практически исключены из общественной жизни (кроме гетер) и ущемлены в правовом отношении (не могли распоряжаться своим имуществом); лишь в религии они пользовались относительным равноправием (могли быть жрицами).
В Спарте женщины располагали большей степенью свободы – их воспитание мало отличалось от воспитания мальчиков, жена считалась госпожой в доме и обладала имущественными правами.
читать дальшеВ эллинистический период положение женщин повсеместно изменилось – распространилось представление об их равенстве с мужчинами (стоики), они получили доступ к образованию и ко многим сферам деятельности (ремесло, медицина, литература, театр, спорт).
Дети в Греции пользовались особой заботой. В большинстве полисов они по закону принадлежали родителям, в Спарте – государству. До шести-семи лет ребенок оставался при матери под надзором кормилицы или воспитателей. Затем мальчики поступали в школу, а жизнь девочек (кроме спартанок) замыкалась в пределах женской половины дома.
Важную роль в жизни греков играли обряды, связанные с рождением, совершеннолетием, вступлением в брак и смертью.
В Спарте новорожденного оставляли нагим, а в Афинах укутывали в теплую одежду. На седьмой (десятый) день после рождения ребенок проходил обряд наречения.
В Афинах девочек в пятилетнем возрасте посвящали Артемиде; с этого момента они носили платье шафранного (оранжево-желтого) цвета.
Юноши, достигшие восемнадцати лет, становились эфебами: им остригали волосы и облачали в короткий плащ (хламиду).
Брак заключался с согласия родителей невесты. В Спарте бракосочетание включало ритуал похищения: жених выкрадывал невесту и прятал ее в доме подруги, где ей остригали волосы и надевали на нее мужское платье и башмаки; жених вечером тайно приходил к ней и снимал с нее пояс девственности. В Афинах обручение сопровождалось жертвоприношением Зевсу и Гере, покровителям супружества; в день свадьбы молодые совершали омовение; вечером в доме невесты устраивался пир, в котором женщины участвовали отдельно от мужчин; невеста облачалась в длинное покрывало; гости были в белом; после пира мать невесты зажигала факел и свадебная процессия отправлялась к дому жениха; впереди шли факельщики, за ними ехала повозка с новобрачными, сзади следовали гости, распевавшие гимны; у дома жениха невеста сжигала дышло свадебной повозки; на следующий день друзья и родственники возвращались к дому; впереди процессии шел мальчик с факелом, за ним девочка несла на голове корзину с подарками.
Погребальный обряд начинался с того, что умершему закрывали глаза и рот, на лицо набрасывали покрывало, тело омывали, умащали, облачали в чистую одежду и клали на ложе, на голову его возлагали венок. В Спарте покойного заворачивали в пурпурную материю и, осыпав масличными и лавровыми листьями, предавали земле; похороны отличались скромностью, в них участвовали только родственники и самые близкие друзья. В других полисах нанимали плакальщиц и организовывали торжественную погребальную процессию с факельщиками, певцами и флейтистами. Греки украшали могилу ветвями и совершали жертвоприношение в честь умершего. Участники похорон носили траурную одежду (как правило, серую или черную) и обрезали волосы в знак печали. В ранний период (особенно в XI–VIII вв. до н.э.) был распространен обычай кремировать покойного и помещать его пепел в урну.
(Спартанцам во всем, как видно, нужно было отличаться - женщинам там жилось лучше, чем в других городах, а вот мужчинам, начиная с пеленок - напротив)
Если вы обладаете интересной инфой об обрядах или жизни в различных городах (особенно в отличной ото всех Спарте), легендах - кидайте сюда.