Продолжаем рассказы про подлинники классического периода (ранее, напомню, разговор шел про трон Лудовизи)
Т.н. воины из Риаче – это две, пожалуй, самые известные греческие бронзовые статуи, выполненные в полный рост, датируемые примерно периодом 460-420 г. до н.э.
В настоящее время они размещены в Museo Nazionale Della Magna Grecia в Реджио-ди-Калабрия, Италия и являются символом Калабрии.
Их условно называют Воин А и Воин В, и Воин А считается изображением более молодого человека, чем Воин В. Воин А датируется примерно 460-450 гг. до н.э., а Воин B - около 430 - 420 гг. до н.э.
Мир увидел их благодаря Стефано Мариоттини, дайверу-любителю из Рима, который 16 августа 1972 года нашел это чудо греческой цивилизации. Глаза статуй выполнены из кости и стекла, зубы – из серебра и меди, а губы и соски – из меди. В руках держали копья и щиты.
читать дальшеВоин В носил шлем, сдвинутый на затылок, в то время как Воин А, скорее всего, носил венок. Эти скульптуры относится к класическому раннему периоду, еще называемому «Строгий стиль» , для которого характерно смягчение «геометрии» за счет перетекания в соблазнительную реалистичность. Для скульптуры этого стиля характерно создание образов, свободных от архаической скованности, но отличающихся монументальной строгостью и простотой композиции.
В античной литературе нет четких свидетельств, благодаря которым мы могли бы четко идентифицировать данные изображения. Но, скорее всего, эти скульптуры первоначально входили в вотивную группу для крупного святилища. Есть предположения, что бронзовые скульптуры представляют собой Тидея и Амфиарая, двух воинов из «Семеро против Фив», из монументальной группы-пожертвования от Аргоса, о чем писал Павсаний, или как вариант – это могли быть воины из Дельфийского памятника битве при Марафоне. Некоторые считают, что Воин А - это изображение бога, а Воин В - героя.
Есть версия, что, как и большинство памятников греческой цивилизации, эти статуи могли быть перевезены римлянами морским путем из Греции. Может быть, судно погибло в результате кораблекрушения, хотя, откровенно говоря, никаких доказательств какого-либо крушения судна до сих пор так и не было найдено. В 2004 году итало-американская группа археологов в результате исследований береговой линии рядом с местом обнаружения Воинов при помощи специальной аппаратуры обнаружила остатки ионического храма, но говорить о прямой связи храма и Воинов – нет никаких оснований.
Это самый прекрасный пример применения приема контрапоста - это такой прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части (например, верхняя часть корпуса показана в повороте, нижняя - фронтально), что позволяет скульптуре выглядеть более реалистично, чем скульптуре того же архаического периода. Поворот головы, «мягкое» исполнение мускулатуры, ассиметричное расположение рук и ног, что еще раз позволяет статуям выглядеть особенно реалистично.
Авторство этих статуй кому только не приписывали (например, Воин А - работа Мирона, а воин В - работа Алкамена, ученика Фидия), но на самом деле, нет ни одного четкого свидетельства в пользу того или иного скульптора. В данный момент существует тенденция к приписыванию авторства к «неаттическим» и даже «колониальным» мастерским, а не «аттическим» .
Вероятнее всего, торсы произведены из одной модели, которые затем были изменены непосредственно перед литьем.
Их демонстрация на выставках во Флоренции и Риме в 1981 году была названа главным культурным событием Италии.
Воин А
Воин В