Статуя неизвестного киника (Капитолийский музей, Рим) относится к раннему периоду Антонинов, это римская копия греческого оригинала 3 века до н.э. , и, похоже, она была изваяна, на первый взгляд, с идеей подтрунить над новым поколением мыслителей-новаторов. Но не все так просто. Что изображенный старик - киник, предполагалось сразу: исходя из его внешнего вида, что являлось антитезой «хорошего гражданина»: он неряшлив, носит короткую одежду из грубого, полотного материала и он – босиком. Все эти характеристики киников на самом деле были заимствованы ими у Сократа. На первый взгляд, единственным элементом, неприемлемым для киников, которые были "практическими философами", выступающими вообще против любых видов формального образования, является свиток в правой руке. Однако, не забываем, что свиток – это работа реставратора 18 века, который, видимо не мог представить себе философа без такого вот интеллектуального атрибута.
Фигура – довольно агрессивна по отношению к зрителю. Некрасивый агрессивный старик, изгой общества, он смотрит прямо в глаза. Вполне возможно, что вместо свитка в его правой руке был посох, а не свиток, и он указывал им на зрителя. Все в его внешнем виде указывает на презрение к внешним приличиям: неуклюжая, некрасивая поза, опущенные плечи, выпяченный живот, одежда, неряшливо обернутая вокруг тела, и которую довольно неловко держат в кулаке, нечесанные, спутанные волосы, неухоженная борода, и, наконец, морщинистое лицо со взглядом исподлобья.
читать дальшеНа самом деле, как и упоминалось ранее, мы имеем здесь яркую картину антитезы идеальному гражданину, именно новое изображение серьезного философа. Вместо того, чтобы сфокурировать взгляд, чем показать сосредоточенность своих дум, философ щурится, словно он близорук или ослеплен солнцем. На самом деле, если стилистически сравнивать все известные портреты киников, то можно отметить, что для киников неважно изображение серьезного сконцентрированного взгляда или, раз уж на то пошло, груза понимания старости или смертности человека , для них было важно - осознание удовлетворения от «социального» инакомыслия.
Публичное воздвижение такой статуи – было само по себе явной рекламой провокационнного и антиобщественного поведения киников, которые ставили под вопрос любые традиционные ценности, и проповедовали осуждение общественного лицемерия. На деле же мы видим, что простая, самодостаточная жизнь явно не причинила старику никакого вреда. Он явно неплохо питался, и несмотря на то, что он не посещал гимнасий уже долгое время, он выглядит сильным и жилистым. Его изображение приравнено к иконографии бедных людей, таких как - рыбаки и крестьяне. Но в отличие от них, он не демонстрирует ни одну из физиономических характеристик, которая на тот период расценивалась коннотацией неполноценности.
Кто мог быть заказчиком такой статуи? Трудно поверить, что это мог быть полис, решивший почтить этих провокаторов общественными почестями в виде подобных статуй. Столь же маловероятно, что это был кто-то из богатых учеников или друзей. Но вполне возможно, что некто, даже правитель эллинистической эпохи, мог посвятить эту статую в святилище или гимнасий в качестве доказательства, что эта самая «практическая философия» – далеко не дурной способ жизни. Да, киники считали, что они находятся на пути "назад к природе", к простой жизни, свободной от "неестественных" ограничений социальной конвенции, но тем не менее, они не отвергали общественного порядка в принципе. Они тоже считали, что добродетели можно научить и видели себя в роли педагогов. Кратет Фиванский, например, старейший ученик Диогена и и первый учитель Зенона, был очень популярен среди своих сограждан, потому что он действительно обсуждал проблемы с ними. Люди приглашали его к себе, радовались его посещениям, и почитали его как своего рода Lar Familiaris.
Надо отметить вот еще какой нюанс. 3 век н.э. – это уже период «упадка» кинической школы, и возможно, статуя была неким ретроспективным ответом-почитанием, например, стоиками. Последние, как известно, обязаны киникам многими аспектами своей философии. Таким образом статуя могла служить поучительным воспоминанием о славе этой школы.
читать дальше