Лучше Шахермайра может сказать только Шахермайер, потому очень любопытные выдержки из его книги об Александре.
Меня заинтересовали отношения Александра и Аристотеля (а пошлые мыслишки так и скачут).
К тому же пост получился несколько в противовес посту Зигги, очень прошу не обижаться - это всего лишь заинтересовавшая меня тема и моя личная тз
Итак:
Об Аристотеле:
читать дальше«Его отец, принадлежавший к роду Асклепия [Эскулап], при царе Аминте был придворным врачом в Пелле. … Его интересовали не двор и власть, а только доверенный ему драгоценный человеческий материал – царственный юноша.»
«Аристотелю в это время было около сорока лет. Он старался завоевать доверие ученика, чтобы он воспринимал его не как уже сложившегося, взрослого человека, а как мятущегося, формирующегося мыслителя, который только еще ищет собственное «я».»
«Аристотель был человеком, снедаемым той же жаждой, которая терзала и Александра, - жаждой познания неизвестного в бесконечном мире. Неудивительно, что оба эти искатели нового – мечтательный мальчик и муж-мечтатель – обрели любовь друг друга.»
О тех, кого Аристотель привез с собой в Миезу:
читать дальше«…[при нем были] помощник Феофраст и племянник Каллисфен. Он привез также из родного города Стагира тринадцатилетнего мальчика Никанора [!!!], сверстника Александра…»
[Как все мы знаем, Аристотель был гомосексуалистом. Он несколько броско одевался, ухаживал за собой. Мальчики обращали внимание на это, не знаю, с усмешкой ли, возможно. В эллинские времена для юного мальчика считалось почетной обязанностью вступить в связь со взрослым мужчиной, который будет его наставлять и учить многому, в том числе искусству Эрота. Как я читал в «Сексуальной жизни Древней Греции», в семье устраивали праздник, чуть ли не свадьбу, и официально объявляли наставника для мальчика. Таким образом, вполне возможно, что Никанор и был таковым для Аристотеля.]
Что такое
аретэ:
читать дальше«…сильно потрясла Аристотеля весть о пленении Гермия, его гордом нежелании отвечать персидским инквизиторам и его героической смерти. Александр из первых уст услышал поэму Аристотеля, посвященную аретэ, т. е. добродетели и доблести. Философ излил в ней всю боль от потери друга. Для Александра благодаря этой поэме аретэ стала бессмертным достоянием, более важным, чем богатство и высокое происхождение. Геракл, Диоскуры, Ахилл и Аякс рисковали жизнью, чтобы достичь аретэ, а Гермий отдал за это жизнь».
[Итак, всю свою жизнь, с малых лет, Александр стремится к аретэ – величайшей доблести и добродетели. Именно вместе – доблесть и добродетель. Неужели такой человек мог быть недалеким и жестоким? Он ведь ребенком постиг это понятие – аретэ, и искренне проникся им.]
Что такое
потос:
читать дальше«…потос – побуждение, влечение. Именно потос приводил героев к аретэ. Александр запомнил это выражение на всю жизнь и, когда впоследствии его охватывал творческий порыв, называл его потосом.., [то было] стремление к аретэ».
Я понимаю злость Александра на солдат, отказавшихся идти дальше в Индии. Они обрубали ему крылья, они лишали его возможности достичь единым рывком своей цели. Пусть рывок и затянулся на десяток лет… Солдаты, его воины, были его перьями, и вот – они отказались держать свою птицу. Потому он упал. Быть может, его дух оказался все же сломлен. Смерть Гефестоина, возвращение… Но ведь были у него планы, как же так! Нет, думаю, все же нет… Но к войску он точно относился как к средству передвижения. Когда оно рисковало застопориться, он уговаривал их, подкупал деньгами и славой… Все – за достижение аретэ.