"Комментарии к Курцию Руфу, книга 10" Авторы: Atkinson, Yardley. Хорошая книга, анализирующая чуть ли не каждую букву Курция. Жирным выделены изложения Курция. Ниже - комментарии авторов.

Об эпизоде с Орксинсом. Перевод краткий.

"Ссора между Багоасом и Орксинсом (у Курция – Орсин) напоминает ссору между Каллисфеном и Клеоном в 8.5.7.. а также сцену после смерти Александра, когда Пердикка подстрекал Филиппа Арридея к убийству Мелеагра (10.9.7). Тарн в своей работе показывал различия Арриана и Курция и считал, что история с ссорой - это часть исторического фикшена, что взял свое начало из традиции парипатетиков и Дикархоса (которого цитировал Афиней) (вообще Тарн отрицал в своей работе отношения между Александром и Багоасом и считал Багоаса – чистой воды выдумкой, примерно как появление в истории Александра царицы амазонок).
Но Бэдиан в своей работе 1958 года доказывал, что Багоас – существовал, а вот Традиции парипатетиков – это уже более современное изобретение.
Гюндерсон в работе 1982 года соглашался с Бэдианом касательно действительного существования Багоаса, но осуждал Бэдиана в неоправданном доверии к Курцию в части данного эпизода и подчеркнул этот случай, как доказательство деградации Александра и пика его тирании. Гюндерсон мог бы подчеркнуть важность свидетельств Аристобула, который писал о том, что в свой первый визит в Пасаргады Александр сам проверил гробницу и сатрап Орксинс не был виновен в разграблении гробницы (Страбон 15). Таким образом, Оркинса могли казнить за грабеж гробниц, но не гробницы Кира. Гюндерсон приходит к выводу, что Оркинса казнили на самом деле за оппозиционное положение, что Александр весьма прагматично подошел к вопросу искоренения коррупции и защиты населения Персии от возросшей власти сатрапов.
Позже Бэдиан представил факт осквернения гробницы Кира как знак персидского неповиновения Александру, как царю Персии.
Эгге, проанализировав отрывок, заключил, что Курций мог и не брать этот эпизод у Клейтарха (упоминая молчание Диодора по данному вопросу). Аристобул говорит, что Орксинс не был виновен в в разграблении гробницы (Страбон 15), но Курций не брал историю с Багоасом из предвзятого в пользу Александра источника, как Аристобул. Плутарх, тоже не пользующийся Аристобулом, говорит о том, что виновный в разграблении гробницы был македонян Пуламахос, которого в должное время казнили. Курция явно не пользовался и источниками Плутарха.
Хаммонд трактует эпизод с Орксином как часть целой истории, которая начинается с подарков Набарзана, и уверенно относит к Клейтарху. Использование Курцием материалов Клейтарха напрямую, избегая работы Трога – невероятно. Хотя использование цельных деталей от Клейтарха остается все еще рабочей версией.
читать дальше