"Комментарии к Курцию Руфу, книга 10" Авторы: Atkinson, Yardley. Хорошая книга, анализирующая чуть ли не каждую букву Курция. Жирным выделены изложения Курция. Ниже - комментарии авторов.
Об эпизоде с Орксинсом. Перевод краткий.
"Ссора между Багоасом и Орксинсом (у Курция – Орсин) напоминает ссору между Каллисфеном и Клеоном в 8.5.7.. а также сцену после смерти Александра, когда Пердикка подстрекал Филиппа Арридея к убийству Мелеагра (10.9.7). Тарн в своей работе показывал различия Арриана и Курция и считал, что история с ссорой - это часть исторического фикшена, что взял свое начало из традиции парипатетиков и Дикархоса (которого цитировал Афиней) (вообще Тарн отрицал в своей работе отношения между Александром и Багоасом и считал Багоаса – чистой воды выдумкой, примерно как появление в истории Александра царицы амазонок).
Но Бэдиан в своей работе 1958 года доказывал, что Багоас – существовал, а вот Традиции парипатетиков – это уже более современное изобретение.
Гюндерсон в работе 1982 года соглашался с Бэдианом касательно действительного существования Багоаса, но осуждал Бэдиана в неоправданном доверии к Курцию в части данного эпизода и подчеркнул этот случай, как доказательство деградации Александра и пика его тирании. Гюндерсон мог бы подчеркнуть важность свидетельств Аристобула, который писал о том, что в свой первый визит в Пасаргады Александр сам проверил гробницу и сатрап Орксинс не был виновен в разграблении гробницы (Страбон 15). Таким образом, Оркинса могли казнить за грабеж гробниц, но не гробницы Кира. Гюндерсон приходит к выводу, что Оркинса казнили на самом деле за оппозиционное положение, что Александр весьма прагматично подошел к вопросу искоренения коррупции и защиты населения Персии от возросшей власти сатрапов.
Позже Бэдиан представил факт осквернения гробницы Кира как знак персидского неповиновения Александру, как царю Персии.
Эгге, проанализировав отрывок, заключил, что Курций мог и не брать этот эпизод у Клейтарха (упоминая молчание Диодора по данному вопросу). Аристобул говорит, что Орксинс не был виновен в в разграблении гробницы (Страбон 15), но Курций не брал историю с Багоасом из предвзятого в пользу Александра источника, как Аристобул. Плутарх, тоже не пользующийся Аристобулом, говорит о том, что виновный в разграблении гробницы был македонян Пуламахос, которого в должное время казнили. Курция явно не пользовался и источниками Плутарха.
Хаммонд трактует эпизод с Орксином как часть целой истории, которая начинается с подарков Набарзана, и уверенно относит к Клейтарху. Использование Курцием материалов Клейтарха напрямую, избегая работы Трога – невероятно. Хотя использование цельных деталей от Клейтарха остается все еще рабочей версией.
читать дальшеПасаргады (латин. – Pasargadae, греческое - Pasargadai , древнеперс. - Дашт-и Мурхаб), 80 км по северной дороге от Персеполя. Основан Киром. После того, как Дарий I перенес столицу, оставался царской резиденцией (Плиний), и по Бэдиану – священной столицей, где проходили сакральные мистерии, связанные с коронацией царя Персии.
Орсинс. Имя лучше произносить как Орксинс (см. Хекел). Его статус определен этнически (он был персом), его отец был персом, он был родом из Пасаргад. Он был знатен. Бэдиан утвержает, что он не был сатрапом в общепринятом смысле этого слова, а был главой персидского клана (зандупати). Александр оставил Фрасаорта сатрапом, а когда тот умер, Орксинс весьма подходил на его место. Однако Александр решил иначе и перед своим приездом в Пасаргады назначил вместо Орсинса - Стасанора.
Он вел свое происхождение от Кира.
Курций несколько раз подчеркивает это, когда перс называется командиром в битве при Гавгамелах (4.12.8). Курций не комментирует, каким образом потомок Кира мог оказаться быть обвиненным в разграблении гробницы Кира. Возможно, источник Курция комментировал больше, чем просто появление Орсинса в битве при Гавгамелах, зная, что в дальшейшем он тоже появится, в Пасаргадском эпизоде, и Курций не посчитал нужным упоминуть больше.
Собирал... во время своего длительного пребывания на посту сатрапа.
Если «сатрап» использовано в обычном его значении, то Орксинс не мог оставаться на посту сатрапа долгое время, т.к. Фрасаорт умер, когда Александр был в Индии, хотя, конечно, Александр мог узнать об этом на пути в Персию.
С подарками.
Персидская традиция – встречать царя процессией, несущей подарками (Лошади. овцы, дикие животные). Перечень подарков всегда говорил о богатстве.
3 000 талантов серебрянной монеты. Этого достаточно, чтобы платить жалование 74 000 пехотинцам в год (из расчета 4 обола в день)
Евнух Багоас... который вызвал привязанность Александра, предлагая свое тело в его услужение.
Дарий III имел сексуальные отношения с Багоасом, который потом стал собственностью Набарзана, который в свою очередь подарил Багоаса Александру вместе с другими подарками. Он также появляется в записях Элиана, касательно последних дней Александра, тот ссылается на слова Евмена.
Багоас – это было общепринятое имя для евнухов (см. Плиния)... (образованное от древнеперс. «женщина, женственный», видимо, с намеком на некоторые физиологические особенности евнухов - мое прим.)
Александр имел с Багоасом сексуальные отношения, или позволил так думать, благодаря знаменитой сценой поцелуя в Гедросии.
Вообще, тема сексуальности Александра на основновании античных источников, с комментариями современных исследователей, нуждается в рассмотрении под несколькими углами. Курций пытается через Орксинса дать точку зрения персов, но он путает презрение персов к евнухам при царском дворе с ненавистью к гомоэротическим отношениям с евнухами.
В афинском обществе педерастия рассматривалась в двух контекстах - как отношения между взрослым гражданином и юношей и гомоэротизм собственно.Первая форма рассматривалась как форма социального контроля, последняя – не всегда одобрялась. Афинский полис был классовой возрастной системой, с историей институционализированной пайдерастии. Напротив, в Македонии, во времена Филиппа и Александра, гомоэротизм собственно считался нормой. В Македонии считался важным статус, а не возраст. Поэтому отношения Александра и Гефестиона были нормальны для Македонии, но не для афинян. Огден считает, что эпизод с поцелуем появился как анекдот благодаря дебатам в 320 году до н.э. о природе отношений Ахиллеса и Патрокла в гомеровской Илиаде (уже тогда народ спорил, были ли они любовниками ), плавно переходя к природе отношений Александра и Гефестиона, а Багоас появляется как контрастирующий элемент.
Римское отношение к гомоэротизму было иное, чем у греков: пропаганда мужественности, патрицианские идеалы, семейные ценности , подкрепленные законами Августа, пробуждали все больше гомофобные настроения. Римские идеалы сияют и у Курция, и не только в части определения взаимоотношений между Александром и Багоасом.
Не в персидских обычаях проявлять уважаение мужчинам, которые уподобились женщинам.
Через Орксинса Курций доносит римские идеалы , используя формулу римских сексуальных оскорблений. Чтобы там не думал перс о пассивных «гомосексуалистах», но в реальности персидский двор спокойно принимал их. Напротив, у римлян набор евнухов в имперскую армию, администрацию, службу при дворе расценивалось скандалом для римской элиты в эпоху Юлиев-Клавдиев, и также в эпоху Флавиев. Фирс замечает, что Курций писал в период правления Элагабала, и отмечает, что жизнь того юноши была полна скандалами связанными с евнухами, и «пассивным» опытом самого Элагабала.
Александр приказал открыть гробницу Кира.
Так как Аристобулу приказали восстановить гробницу, то его сведения необходимо рассматривать прежде всего, как наиболее заслуживающие доверия , или хотя принимать их как официальную точку зрения. Александр посетил гробницу и убедился, что она – ограблена. Маги- стражи гробницы были допрошены под пыткой, но они ничего не сказали про грабителей, и их сопричастность не была доказана. Стабон подстверждает сведения Арриана, взятые им от Аристобула, но Страбон единственный, кто приводит эпизод с посещением Александром гробниц Кира в его первый визит в этот город и добавляет причудливое описание гробницы Кира от Онесикрита. Курций не следовал ни Онесикриту, ни источнику, которым пользовался Плутарх, который заявляет, что Пуламарх из Пеллы был виновен в разорении гробницы.
Также Курций не пользуется записями Аристобула. Да, Аристобул оставил оправдательные записи об Александре, и можно даже предположить, что Аристобул был смущен ролью Багоаса в деле против Орксинса. Он даже мог придумать эту историю с восстановлением гробницы, тем более, что недавние исследования строения не обнаружили ни одного следа каких- либо восстановлительных работ (2003 год). Записи могли быть сделаны, чтобы поддержать версию с актом вандализма.
Бэдиан предполагает, что Александр вернулся в Пасаргады и в его планах гробница Кира со своей священным предназначением явно была частью процедуры коронации персидского царя. Маги определенно могли препятствовать этому плану, и они могли даже разбросать останки Кира по полу, чтобы осквернить гробницу, тем самым сделав ее непригодной для религиозных церемоний. Это, на самом деле, играло на руку Александру – спрятать свои истинные цели за официальным негодованием. Аристобул, как повторяют Страбон и Арриан, увидел, что кости разбросаны вокруг саркофага. Курций, строя свою теорию о невинной жертве Орксинсе, упускает эту деталь . Возможно, Курций пытался провести паралели между Орксинсом и Филотой, которого признали виновным до того, как ему было предъявлено обвинение.
Александр возможил золотой венок на тело в саркофаге.
Тут идет явное повторение истории с Августом. Полное повторение этой истории плюс расхождение с Аррианом ставят под сомнение историчность этого эпизода.
Курций приводит слова Александра о том, что захоронение Кира было скромным, и тут же проводит канву, что богатства гробницы были украдены.
Невинен. Арриан, тем не менее, говорит о том что Орксинс был обвинен в грабеже храмов и гробниц и убийстве людей без причины.