Предыдущие посты, касающиеся "Греческой группы"
тут-1и
тут-2тут-3Немного поясню такое разделение - принято делить предполагаемые изображения Гефестиона на две группы: "греческую" и "римскую". "Греческую" мы еще не закончили рассматривать, но пока перейдем на "Римскую"
7. Голова Гефестиона (инв. номер 58)
Базальт
Высота -34 см
Время изготовления: 2 век н.э.
Место изготовления и обнаружения: Египет
Нахождение: Национальный Археологический музей Венеции. Ранее принадлежала коллекции Джованни Гримани
читать дальшеИзображение, сначала условно идентифицируемое как «Портрет знатного человека эллинистической эпохи», представляет собой голову, с поврежденным носом и очевидными повреждениями губ и левого уха.
Изображение принадлежит человеку с четким и округлым овалом лица, обрамленное густой шевелюрой коротких и завитых прядей. Глаза – с небольшим и удлиненным разрезом, жесткая линия губ и округленный подбородок.
Такие же физиогномические характеристики также принадлежат Бронзовой голове Гефестиона, находящейся в Музее дел Прадо, Мадрид, и тем самым позволяют говорить о том, что изображения принадлежат одному и тому же человеку – Гефестиону, компаньону и возлюбленному Александра Великого.
Вспомним, что Плиний в своей «Истории» писал, что Гефестиона ваял Поликлет III Младший, или Лисипп, а возможно – оба в сотрудничестве (бронзовое изваяние)
Венецианский экземпляр – это, возможно, римская копия с греческого оригинала. Предположительно эпохи Адриана, изготовленная в Египте.
Такое внимание Адриана к фигуре Гефестиона объяснить легко – как мы помним, Антиной, любовник Адриана, в 130 году н.э. утонул в Ниле при таинственных обстоятельствах, и император приказал чтить его как божество. Согласно Диону Кассию, в этих действиях Адриан подражал Александру Великому, который приказал чтить память Гефестиона (помним, что Александр сравнивал себя с Адметом, а Гефестиона с Алкестой, считая, что Гефестион умер за него), проводя, тем самым, аналогии пары Александра и Гефестиона - с собой и Антиноем. Продолжение следует.