Археологические раскопки в Узбекистане и Таджикистане обогатили сокровищницу мирового культурного наследия новыми памятниками искусства древней Бактрии и Согдианы.

Согдийское монументальное искусство достигло своего апогея в VII-VIII вв. н.э. Это засвидетельствовано впечатляющим комплексом настенных росписей, найденных во дворцах, в резиденциях и храмах на таких городищах, как Самарканд (Афрасиаб) и Варахша в Узбекистане, Пянджикент и Шахристан в Таджикистане. Использование повествовательных сюжетов является отличительным признаком этого искусства, охватывающего широкий круг тем из области мифологии, эпической литературы, сказок, а также исторических событий.

Истоки согдийских повествовательных сюжетов, думается, следует искать в первой половине I тысячелетия н.э., а может быть, даже раньше. Однако данные по археологии и истории искусства этого периода очень ограничены, и, следовательно, ранние стадии согдийского искусства по большей части остаются окутанными туманом истории. В начале 80-х гг. XX в. Узбекистанская искусствоведческая экспедиция, возглавляемая Г. Пугаченковой, вела раскопки Орлатского могильника примерно в 50 км к северо-западу от Самарканда. Из кургана N 2 этого могильника археологи извлекли большой комплекс погребального инвентаря, включающий предметы вооружения и произведения искусства. Набор гравированных костяных пластин, ставших впоследствии объектом нескольких больших исследований, опубликованных в течение последних десятилетий, приобрел большое значение для изучения среднеазиатского искусства.

читать дальше