Тема вообще большая, пока о поисках гробницы в Александрии, включая период конца 20 века (где-то до 80-х годов).
Итак, проболев несколько дней, Александр, великий человек, изменивший историю, умер. Это случилось в 323 году до н.э.
Умирающий Александр и его воины от Andre Castaigne
Бля буду, второй справа - это ПтолянТоже "Умирающий Александр".
«О том, как тело Александра попало в Александрию, источники сообщают следующее. Квинт Курций Руф передает, что после смерти, тело Александра долгое время оставалось без погребения, пока его сподвижники выясняли отношения, и только по прошествии семи дней на Александра обратили внимание: его тело было забальзамировано и через какое-то время перевезено Птолемеем I в Мемфис, а затем в Александрию, где ему были устроены всяческие почести (Curt., X, 10, 9-20).
Согласно Диодору, через два года после смерти Александра его тело на великолепном катафалке, было отправлено Архидеем из Вавилона в Египет. Птолемей же движимый чувством уважения к полководцу, отправился в Сирию дабы встретить кортеж и, получив тело царя, отнесся к нему с величайшим уважением. Птолемей решил не отправлять тело в оазис Амона, а оставить его в знаменитом городе, основанным Александром. Здесь он построил ограду, которая была достойна славы Александра, как по размерам, так и по своей конструкции. В его честь были устроены
жертвоприношения и замечательные игры (Diod., XVIII, 26-28, 3-5).
читать дальшеОднако, Элиан и Страбон передают совсем другую историю, в которой перевозка Александра в Александрию проходила не так мирно и спокойно. Тело Александра в течение 30 дней оставалось непогребенным и сохранилось только потому, что своевременно было положено в мед, который имеет свойство бальзама. Вспомнили о нем только тогда, когда прорицатель Аристандр предсказал счастье и процветание той стране, которая примет тело царя. Это сообщение вызвало соперничество среди сподвижников Александра: каждый стремился перенести останки царя в пределы своих владений.
Птолемею удалось выкрасть тело, когда Пердикка перевозил его из Вавилона и свернул в Египет, движимый алчностью и желанием присвоить себе страну. Однако, последний начал преследование и вскоре нагнал соперника, завязалась страшная схватка. Птолемею удалось избавиться от преследователя только благодаря хитроумному трюку: он сделал куклу, похожую на Александра; ее-то и захватил Пердикка. Но тот слишком поздно понял обман; время было потеряно и дальнейшее преследование было бесполезным. Птолемей же перевез тело в Александрию (Ael. V.h., XII, 64; Strab., XVII, 1, 8).
Эти сообщения источников тщательно исследовались, существует обширная литература относительно того, где должен был быть похоронен Александр, куда направлялся катафалк, каким образом Птолемею все-таки удалось перевезти тело полководца в Александрию, почему за тело Александра шла такая ожесточенная борьба. Утверждать что-либо сложно, но мы попытаемся представить наш план развития событий. Согласно македонской традиции, тело Александра должно было быть переправлено в Македонию и захоронено в Эгах; Курций (Curt., X, 5, 4) и Диодор (Diod., XVIII, 3, 4) передают, что Александр хотел быть похороненным в оазисе Амона. Однако, события последовавшие
сразу после смерти Александра и действия диадохов наводят на мысль, что желания умершего полководца вставали в зависимость от стремлений его ближайших сподвижников, и стали объектом манипуляций.
Главными соперниками в источниках выступают два полководца Александра: Пердикка и Птолемей, оба его ближайших соратника. Птолемей, по всей видимости, устанавливал власть в своей сатрапии - Египте, в то время как Пердикка наблюдал за строительством катафалка и решал вопрос о похоронах Александра. Согласно Диодору (XVIII, 26, 1-2), строительство катафалка было завершено через два года и причину такой медлительности источник видит в изощренности конструкции. По задумке, каждый увидевший это сооружение должен был быть поражен роскошью и великолепием катафалка, который являлся символом богатства, военной мощи и божественности; Пердикка, стремясь к этому, не жалел ни сил, ни средств. Катафалк представлял собой золотой храм на колесах, который тащили 64 мула, украшенные золотом и драгоценными камнями. На стенках катафалка были изображены сцены войны, где фигурировал Александр вместе со своими ближайшими сподвижниками. Золотой оливковый венок на вершине сооружения вспыхивал, как молния когда озарялся солнцем. На протяжении всего маршрута тысячи людей выходили и любовались им. (Diod., XVIII, 26-28).
Катафалк Александра. Реконструкция 19 века.
Такая забота об умершем царе объясняетcя тем, что тело Александра представляло собой символ преемственности власти и своеобразный талисман, оно являлось некой гарантией в борьбе за наследство царя. Правитель, заполучивший останки великого полководца, в глазах современников являлся бы его наследником и последователем.
Таким образом, Пердикка, на наш взгляд, не стал бы преподносить такой подарок своему сопернику, и, несмотря на желание Александра быть похороненным в Египте, кортеж, по всей видимости, направлялся в Македонию. Птолемей же перехватил его, либо с помощью силы, либо убедив или подкупив Архидея, являвшегося хранителем тела Александра.
Возможно даже, что Птолемей выставлял себя защитником интересов царя, стремясь исполнить его последнее желание. Однако, желание все же исполнено не было, Птолемей не отправил тело Александра в оазис Амона, а поместил его в Александрии как залог непоколебимой, прочной власти, где ему была построена роскошная гробница и учрежден особый культ.
Гробница Александра, согласно источникам (Strab., XVII, 8, p. 794), находилась в центре города на территории дворцового комплекса. Впоследствии, как передает Зенобий, софист II в. н.э., Птолемей IV Филопатор соорудил в центре города mnema, которая сейчас называется Сема, где он поместил всех своих предшественников, включая и Александра Македонского (Zenob., III, 94). Таким образом, с этого времени, а именно, с конца III в. до н.э. Птолемеи стали покоиться рядом с Александром, и их захоронения представляли собой династический комплекс» //М.Ю. Серова. Культ Александра Великого в Александрии Египетской
На самом деле, правдоподобность эпизода с «завещанием» Александра похоронить его в Оазисе Сива до сих пор подвергается сомнениям и чуть ли не прямо относится к очередному политическому трюку Птолемея Лага, который хотел закрепить право на погребение в своем государстве и исполнить известное пророчество Аристандра.Продолжение в камментах: