В принципе, тема известная, но выкладываю ради современных реконструкций этих чудес света
1. Статуя Зевса в Олимпии.
Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр,
Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.
Там находилось и одно из семи чудес света - Статуя Зевса Олимпийского - прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия.
Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища — храме Зевса, в священной роще Альтисе
На вопрос художника Панэна, каким он (Фидий) задумал представить верховного бога, мастер ответил:
«...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».
Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике:
открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной.
читать дальше
Статуя была огромна - высота статуи достигала ок. 17 м.
Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту.
По реконструкции археолога Ф. Адлела подлокотники трона и ладонь правой руки Зевса с фигурой Ники (символа победы) находились на высоте капилей колонн второго яруса
Как заметил Страбон, "Если бы бог встал, то мог бы проломить головой крышу".
Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.
Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты.
«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости,
на голове у него венок как бы из ветвей маслины,
на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок.
В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел.
Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»
(Павсаний. «Описание Эллады» V. XI. 1-10)
был сделан и богатейший трон Зевса.
Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа, около каждой ножки трона - изображения танцующих Ник.
Окружавшие трон барьеры были расписаны братом Фидия - художнитком Панэном, который работал вместе с великим мастером.
Среди изображений на картинах Патена Павсаний упоминает Атланта, держащего свод неба, Геракла, Тезея и Перифоя;
пишет он и о фигурах Эллады и Саламина с корабельными носами в руках, о Геракле, побеждающем немейского льва.
Трон Зевса Олимпийского украшали рельефы со сценами гибели дочерей Ниобы: в центре - мать, защищающая от стрел богов дочь, а слева и справа в разнообразный позах агонизирующие жертвы Аполлона и Артемиды.
В верхней части трона были изображены Хариты и Горы.
На скамеечке под ногами Зевса вырезана скромная надпись -
"Фидий, сын Хармиды, афинянин, создал меня".
Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания.
Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.
Изображение Зевса подвергалось нескольким реставрациям в разные мремена; в частности в эллинистическую эпоху (во 2 в. до н.э.) ее реставрировал скульптор Димофонт из Мессены.
При Юлии Цезаре ее подновляли после повреждения молнией.
Случались и попытки хищения отдельных частей скульптуры: так, Лукиан пишет об исчезновении двух золотых локонов, а Павсаний - о краже фигуры атлета (кто-то влюбился )
О дальнейшей судьбе выдающегося произведения Фидия известно немного. После 384 г. сведения о нем исчезают.
Позже византийский историк Кедрен сообщил, что статуя в 475 г. находилась в одном из дворцов Константинополя и сгорела во время пожара.
2. Колосс Родосский.
Чтобы захватить город Родос, царь Фригии Деметрий Пилиоркет приказал построить огромную, 30-метровой высоты, осадную башню на колесах гелеополиду (последнее слово военной техники - с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта, которую приводили в движение 3400 воинов). Осаждающим удалось пробить стену города.
Испуганные родосцы, пав на колени, воззвали к покровителю города - богу Солнца Гелиосу, пообещав воздвигнуть его статую выше осадной башни. То ли действительно Гелиос на небесах их услышал, то ли кто-то на земле постарался, но к утру перед крепостной башней была вырыта глубокая яма. В нее и рухнула злосчастная башня. Царю Деметрию не оставалось ничего другого, как заключить мир с родосцами.
Избавившись от напасти, жители Родоса в 302 г. до н. э. принялись сооружать статую Гелиоса. Эта работа была поручена известному скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Для работы над гигантской статуей мастер использовал хитроумный прием: он окружил место строительства земляной насыпью.
Статуя сооружалась из бронзовых деталей, крепившихся на железный каркас. "Сборка" велась снизу вверх - сначала формировались ступни, затем икры и т. д. По мере "роста" скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее. По завершению работ холм был срыт, и статуя во всей своей красе предстала перед изумленными жителями острова.
Сооружение Колосса завершилось ок. 280 г. до н.э.
Размеры и описание колосса:
На изготовление грандиозного монумента пошло 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно 13 и 8 тонн).
Полную статую, по мере того как она росла, заполняли камнями и глиной, чтобы сделать её устойчивее. База была сделана из мрамора.
Колосс достигал в высоту 33 м и был, как клялись родосцы на 3 метра выше той злосчастной башни, от которой они с таким трудом избавились.
Основными источниками сведений о бронзовом великане стали произведения Плиния, Филона и короткие надписи и посвящения. Ни в одном из этих текстов не указано, где стоял Колосс, нет и описания статуи - только самые общие сведения.
Иногда Колосса изображают стоящим, расставив ноги, перед входом в родосскую гавань, между ног его проходят корабли. Этого не могло быть - ширина устья гавани составляла 400 м, а ноги 33-метровой статуи никак не могли быть расставлены столь широко.
Как выглядел Колосс? Самое старое его изображение относится к 1556 г. Считается, что Гелиос был представлен в виде стоящего обнаженного юного атлета с лучезарным венцом на голове, но это только предположения.
Фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой вытянутой вперед. Но на этот раз скульптор, видимо, придал ей иное положение: расчеты показывают, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса.
Это чудо Древнего мира оказалось самым недолговечним - Колосс Родосский простоял всего 60 лет.
В результате землетрясения в 220 г. до н.э. он рухнул, развалившись на части.
Как пишет Страбон, "статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей". Отсюда и пошло выражение "колосс на глиняных ногах".
Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами; Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи.
Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу.
Купец, как рассказывается в одной из хроник, чтобы отвезти колосс на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов.
Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например французского скульптора Огюста Бартольди, известн. своей работой «Статуя Свободы» («Новый Колосс»), ставшего «символом Нью-Йорка и США».
3. Фаросский маяк.
После завоевания Египта в 332 до н.э. Александр Македонский основал в дельте Нила город, названный его именем - Александрия.
В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли.
По мере развития судоходства кормчие, приводившие в Александрию корабли с грузами, все острее ощущали потребность в маяке, который указывал бы судам безопасный путь среди мелей.
И в III в. до н.э. на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда, соорудил знаменитый маяк, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Для подвоза строительных материалов остров соединили с материком дамбой. Работы заняли всего шесть лет - с 285 по 279 до н.э.
Увидев эту внезапно выросшую на пустынном острове башню, современники были потрясены. Из списка семи чудес света было немедленно вычеркнуто "чудо №2" - стены Вавилона, и его место тут же занял Фаросский маяк.
Таким маяк оставался и во времена римского владычества. По словам Плиния Старшего, он сиял, "как звезда во мраке ночей".
Это монументальное сооружение имело высоту не менее 120 м. а свет его был виден на расстоянии до 48 км.
Согласно Страбону, маяк был построен из местного известняка и облицован белым мрамором. Декоративные фризы и орнаменты изготоатены из мрамора и бронзы, колонны - из гранита и мрамора. Маяк как бы вырастал из центра просторного двора, обнесенного мошной оградой, по углам которой возвышались мошные бастионы, напоминающие пилоны древнеегипетских храмов. В них, как и по всей стене, были прорезаны многочисленные бойницы.
Сам маяк состоял из 3 ярусов.
Первый, квадратный в плане (30,5x30.5 м). ориентированный по сторонам света и облицованный квадратами белого мрамора, имел высоту 60 м. По углам его были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов. Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны. Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты.
На одном из боковых фасадов можно было прочесть греческую надпись: "Богам-спасителям - для спасения моряков", где под богами подразумевались царь Египта Птолемей I и его супруга Береника.
Восьмиугольный средний ярус меньшего размера также был облицован мраморными плитами. Восемь его граней были развернуты по направлениям господствующих в этих местах ветров. Наверху по периметру стояли многочисленные бронзовые статуи; некоторые из них могли служить флюгерами, указывающими направление ветра. Сохранилось предание, что одна из фигур протянутой рукой следовала за движением солнца и опускала руку только после его захода.
Верхний ярус имел форму цилиндра и выполнял функции фонаря. Он был окружен восемью полированными гранитными колоннами и увенчан конусообразным куполом, увенчанным 7-метровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, попечительницы мореплавателей. Некоторые исследователи считают, что там находилась статуя Посейдона.
Световая сигнализация производилась с помощью мощного светильника, помещенного в фокусе вогнутых металлических зеркал. Предполагают, что топливо на вершину доставляли установленные внутри башни подъемные механизмы - в середине маяка имелась шахта, ведущая от нижних помещений вверх к осветительной системе.
По другой версии, топливо привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных мулами.
Считается, что верхняя часть маяка (цилиндрическая, с куполом и статуей) рухнула во II в., но еще в 641 маяк действовал.
В XIV в. землетрясение окончательно уничтожило этот шедевр древнего зодчества и строительной техники.
Спустя сто лет египетский султан Кайт-бей распорядился построить на остатках фундамента маяка форт, названный именем своего создателя.
Судить о внешнем облике маяка мы можем сегодня лишь по его изображениям на монетах римского времени и немногочисленным обломкам гранитных и мраморных колонн.
В 1996 подводным археологам во главе с известным французским ученым Жан-Ивом Эмперером, основателем Центра по изучению Александрии, удалось отыскать на морском дне остатки конструкций маяка, рухнувших в море в результате землетрясения.
Это вызвало большой интерес во всем мире.
В 2001 правительство Бельгии даже выступило с инициативой воссоздания Фаросского маяка на том же самом месте, где 2200 лет назад он был построен.
Однако сейчас здесь по-прежнему высятся стены крепости Кайт-Бей, и правительство Египта не спешит с согласием на ее снос
4. Храм Артемиды Эфесской.
Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам; гигантский храм богини был сооружен в VI в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище.
Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены.
Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке Скиллунте в Элиде.
В 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом — совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир.
Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии.
Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.
Размеры сооружения:
Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь — 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной — около 18 м
(по преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 греческих царей);
кровля Артемисиона была покрыта украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост.
Великие греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого места: Пракситель изваял рельефы для алтаря в ограде святилища, рельефы колонн исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои картины;
картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же большой известностью, что и собрание картин в афинских пропилеях.
Процветало святилище и при римлянах, источники сообщают о богатых дарах в храм серебряных и золотых статуй и постройке портика вдоль дороги от города к святилищу (ок. 200 м).
В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом.
Артемиды Эфесской храм в последующие эпохи:
В 263 ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище;
следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом.
Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения.
Постепенно его стали разбирать на части и использовать как источник строительный материалов для новых построек, была разобрана и крыша, и когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. Храм исчез с лица земли и даже место, где он стоял, постепенно забылось.
В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).
Сейчас на месте этого "чуда света" высится всего одна единственная колонна.
5. Египетские пирамиды, усыпальницы египетских фараонов.
Крупнейшие из них — пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура) в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света.
Возведение пирамиды, в котором уже греки и римляне видели памятник невиданной гордыни царей и жестокости, обрекшей весь народ Египта на бессмысленное строительство, было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя.
Население страны работало на строительстве гробницы в свободную от сельскохозяйственных работ часть года.
Ряд текстов свидетельствует о том внимании и заботе, которые сами цари (правда, более позднего времени) уделяли возведению своей гробницы и ее строителям. Известно также об особых культовых почестях, которые оказывались самой пирамиде.
Пирамиды выстроены на левом — западном берегу Нила (Запад — царство мертвых) и возвышались над всем городом мертвых — бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами.
Самая большая из трех — пирамида Хеопса - построена в 27 в. до н. э. фараоном Хуфу (2590—2568 до н. э.), зодчий Хемиун.
Ее высота была изначально 147 м, а длина стороны основания — 232 м. Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т.
Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их.
В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными лситами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире).
Все пирамиды точно сориентированы по странам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен.
6. Висячие сады Семирамиды.
В 1899 г. немецкий археолог Роберт Кольдевей начал раскопки легендарного Вавилона.
В один прекрасный день в южной части города он наткнулся на остатки весьма своеобразного, совершенно необычного сводчатого сооружения. Кольдевей был озадачен. Во первых, за все время раскопок в Вавилоне он впервые встретил подземные сооружения, во вторых, в Двуречье еще никому не приходилось встречаться с подобной формой сводов; в третьих, здесь был колодец, состоявших из трех совершенно необычных шахт. Наконец, в четвертых, свод был выложен не только кирпичом, но и камнем, причем таким камнем, какой до того встретился Кольдевею среди руин Вавилона лишь один раз - у северной стороны района Каср.
Совокупность всех деталей позволяла увидеть в этом сооружении на редкость удачную для того времени конструкцию, как с точки зрения техники, так и архитектуры. Очевидно, сооружение это предназначалось для каких-то совершенно особых целей. Кольдевей предположил, что перед ним остатки водозаборного колодца с ленточным водоприемником, который в свое время предназначался для беспрерывной подачи воды. Но куда поступала вода?
И тут Кольдевея осенило! Он вспомнил, что древние источники - начиная с произведений античных писателей Иосифа Флавия, Ктесия, Страбона и кончая клинописными табличками - содержат лишь два упоминания о применении камня в Вавилоне: при постройке северной стены района Каср и… при создании "висячих садов" Семирамиды.
Так перед археологами открылись остатки этих прославленных садов семи чудес света.
Семирамидой легендарную царицу называли греки, а настоящее имя ее - Шаммурамат. Она жила ок. 800 г. до н.э. После смерти своего мужа, царя Ассирии Шамши-Адада V, она взяла власть в свои руки и правила до тех пор, пока ее сын Адад-Нерари III не достиг совершеннолетия.
Во время ее правления государство укрепилось, а благодаря завоеванию Мидии его границы достигли Каспийского моря. Даже после того как ее сын взошел на трон, она сохраняла за собой титул царицы и ее имя упоминали в надписях Белтарсиилимы и на статуях бога Набу рядом с именем царя.
Имя Семирамиды связывают с висячими садами Вавилона. Однако, согласно другим сведениям висячие сады были подарены Навуходоносором II своей жене Амитис, дочери мидийского царя, и произошло это спустя 200 лет после смерти Семирамиды.
Первые упоминания о чудесных садах сохранились в «Истории» Геродота, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады (несомненно - красивые, были своего рода чудом техники того времени, но не больше) в эллинистическую эпоху помещались в список самых великих сооружений.
Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника (42 м * 34 м). Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом.
Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада.
Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов.
Ежедневно тысячи рабов качали воду из глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев (вывезенных из далекой Мидии).
В основании конструкция покоилась на колоннах (высотой до 25 метров) и образующих своды перекрытиях.
7.Мавзолей в Галикарнасе.
Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н.э.
Столицей области был Галикарнас, ставший под названием Бодрум туристическим центром в современной Турции.
Мавсол сменил своего отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции. Мавсол женился на своей сестре Артемизии. Приобретая всё больше могущества, он стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы. Это должна была быть необычайная гробница.
Мавсол мечтал о величественном памятнике, который бы напоминал миру о его богатстве и могуществе спустя долгое время после его смерти.
Мавсол умер до окончания работ над гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного завершения, примерно в 350 г. до н.э.
Гробница была названа Мавзолеем, по имени царя, и это слово стало означать всякую внушительную и величественную гробницу.
Постройка оригинально соединяла в себе восточную ступенчатую пирамиду и греческий ионический периптер (архитекторы Сатир и Пифей).
Как и другие греческие памятники из числа Семи чудес света, Мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры — цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. — Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея.
Размеры и описание сооружения:
Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии.
Снаружи эта громадная погребальная камера, пл. 5000 кв. м. и высотой ок. 20 м., была обложена плитами белого мрамора, отесанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шел фриз - битва эллинов с амазонками - “Амазономахия” работы великого Скопаса.
Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряженной четверкой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии.
Плиний так описывает это сооружение:
«С юга и севера протяжение его - по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны - уже, общее протяжение - 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов (46 м)».
Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжелым и статичным, как персидские гробницы,- в нем больше Востока, чем Греции
Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа (впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера: нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими).
Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.
Спустя 18 столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания.
В 1489 рыцари-иоанниты использовали его обломки для постройки замка Святого Петра. После того как рыцари были изгнаны турками с побережья Малой Азии, замок был обращен в крепость Бодрум (совр. Бодрум в Турции).
В середине XIX столетия европейские путешественники обратили внимание на то, что в стене крепости вделаны мраморные плиты с античными рельефами.
После длительных и упорных хлопот английскому послу в Турции удалось получить разрешение выломать эти плиты и перевезти в Лондон. Cпециалисты Британского музея пришли к заключению: перед ними - знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший гробницу царя Мавсола.
В 1857 британский археолог Ч. Т. Ньютон, проведя раскопки на месте, где некогда стоял Мавзолей, нашел рельефные плиты с цоколя гробницы, статуи Мавсола и др. Сегодня они хранятся в Галикарнасском зале Британского музея в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.
Еще чудеса света
Семь чудес света древнего мира.
В принципе, тема известная, но выкладываю ради современных реконструкций этих чудес света
1. Статуя Зевса в Олимпии.
Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр,
Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.
Там находилось и одно из семи чудес света - Статуя Зевса Олимпийского - прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия.
Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища — храме Зевса, в священной роще Альтисе
На вопрос художника Панэна, каким он (Фидий) задумал представить верховного бога, мастер ответил:
«...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».
Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике:
открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной.
читать дальше
1. Статуя Зевса в Олимпии.
Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр,
Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.
Там находилось и одно из семи чудес света - Статуя Зевса Олимпийского - прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия.
Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища — храме Зевса, в священной роще Альтисе
На вопрос художника Панэна, каким он (Фидий) задумал представить верховного бога, мастер ответил:
«...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».
Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике:
открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной.
читать дальше