Название «кифарис» упоминается Гомером в «Одиссее» (I 153— 154), когда «глашатай вкладывает прекрасный кифарис в руки Фемия», знаменитого эпического певца из Итаки.
Павсаний (V 14, 6) говорит, что изобретателем кифары был Аполлон. В таком утверждении есть своя логика. Она связана с тем, что лирой пользовались в основном широкие круги любителей музыки. Она была проста в обращении, и на ней нетрудно было научиться играть. Инструментом же профессионалов считалась кифара. Аристотель («Политика» VIII 6,1341 а) так и называл ее профессиональным инструментом». Конечно, кифара и лира были очень близки. Они имели почти одинаковую конструкцию, на них применяли одни и те же способы звукоизвлечения. Но кифара была значительно больше, намного длиннее и в целом более тяжелой, чем лира. И, несмотря на это, кифарист не сидел с инструментом, как лирист, а стоял. Кифара подвешивалась через плечо на кожаной ленте, называвшейся «теламон». Поэтому когда Павсаний, следуя одной из древних традиций, утверждал, что Гермес создал лиру, а Аполлон — кифару, то в таком разделении отдавалось предпочтение Аполлону как покровителю и наставнику музыкантов-профессионалов, служителей высокого искусства.
Применялась как аккомпанирующий пению и как сольный и ансамблевый инструмент.
читать дальшеНемного из истории известных кифаредов:
Во время войны с илотами (вторая Мессенская война) спартанцы были вынуждены обратиться за помощью к афинянам - требовался советчик, без которого, согласно оракулу Аполлона, победа оказалась бы невозможной. Недоброжелательные к Спарте Афины прислали школьного учителя Тиртея - хромого и неказистого. Однако Тиртей (2-я половина VII в. до Р.Х.) оказался талантливым поэтом. Под звуки кифары он стал петь о ратных подвигах, в элегиях, написанных на ионийском диалекте, осуждал корыстолюбие, раздоры, призывал к единству, восхваляя спартанскую старину и воспевая храбрость спартанских воинов. Своими песнями Тиртей воодушевил спартанцев, и они, благодаря ему, одержали победу над мессенянами. Это был первый, но не единственный случай, когда поэзия спасла воинственную Спарту. В другой раз бороться пришлось не с внешним врагом - начались междоусобные раздоры и смуты, причина которых потерялась. На этот раз оракул Аполлона рекомендовал обратиться к жителям острова Лесбоса - страны поэзии. Поэт Терпандр (1-я половина VII в. до Р.Х.) прибыл с Лесбоса в Спарту. Он привез с собой лиру, которой еще не видывали - у нее было не четыре струны, а семь. Под звуки семиструнной лиры спартанцы пришли к согласию в спорах - так был установлен вседорийский праздник Аполлона Карнейского (676-673). О поэте сохранили благоговейную память, хотя из его песен запомнились всего несколько строк. Терпандру приписывалось создание "кифародического нома", т.е. превращение нома из чисто музыкальной композиции в словесную, исполнявшуюся сольно под аккомпанемент кифары. Греки считали, что сколии (застольные песни) были тоже его изобретением, хотя, вероятнее, они издревле существовали как фольклорный жанр. Меньше, чем о Терпандре, мы знаем о его современнике - легендарном поэте-кифареде Фалете с Крита. Он прибыл в Спарту в 665 г. до Р.Х., затем чтобы звуками музыкального инструмента изгнать из города чуму. Согласно преданию, это ему удалось, в память о чем им был учрежден спартанский праздник гимнопедий ("пляска нагих юношей").
Старший из поэтов - Алкман (2-я половина VII в. до Р.Х.) был привезен в Спарту рабом, но поэтический талант позволил ему быстро выдвинуться и стать почетным устроителем хоров. Певец воинственной Спарты, Алкей тем не менее не постеснялся обозначить в одном из стихотворений, что ставит кифару на один уровень с мечом.
Согласно сохранившимся изображениям и описаниям состояла из корпуса – узкой прямолинейной (трапециевидной) деревянной коробки (иногда округлой снизу), 2 ручек (прикрепленных к корпусу в продольном направлении) и перекладины (ярма), соединяющей ручки. Струны одинаковой длины, но разной толщины и натяжения прикреплялись снизу к передней части корпуса и сверху к перекладине параллельно плоскости корпуса и ручек. В первой половине 7 века до н. Э. имела семь струн, позднее 11-12. Судя на изображениям, форма кифары претерпевала модификации, в эпоху римского владычества она стала более вытянутой и плоской. Окончательно вышла из употребления в 1 тысячелетии новой эры.
На кифаре играли при помощи твердого плектра, которым ударяли по струнам. Играли на ней порядка 1000 лет (в самой ранней известной форме у нее было 5 струн, затем – 7, потом от 7 до 11-12).
Символическое значение кифары: низ инструмента означает землю, открытый верх – небеса (Вселенную), семь струн - Планеты
От слова "кифара" в европейских языках произошли названия столь нескольких музыкальных инструментов, таких как цитра и гитара.