Рецензия:
«Монография посвящена малоисследованной в отечественном антиковедении теме: идея гармонического развития гражданина и ее отражение в древнегреческой поэзии, историографии, философской прозе. Проблема рассмотрена на фоне сравнительного анализа эллинской мифологии, гомеровского эпоса, произведений Архилоха, Тиртея, Феогнида, Ксенофана, Симонида Кеосского, Вакхилида и других древнегреческих поэтов классического периода. Большое внимание уделено формированию этических и эстетических норм в жизни, литературе иискусстве, равно как и в системе образования и физического воспитания эллинов. Все эти вопросы связываются автором с историей возникновения и расцвета Олимпийских игр античности. Кратко очерчены и другие общегреческие празднества (Пифийские, Немейские, Истмийские, Панафинейские и т.д.), а также особенности агонов (праздничных состязаний) в эллинских колониях Северного Причерноморья. Показана связь религии, мифотворчества и воспитательной системы древних греков.»
Про богатство иллюстраций к книге я опустила, ибо можно было бы и больше на самом деле (поэтому я поставлю другие изображения, да простит меня автор). Но в качестве компенсации есть приложение на формате A2 схемы и реконструкции Олимпии.
В принципе очень рекомендую эту книгу.
Одни из наиболее интересных мест из этой замечательной работы. «Древняя Олимпия не была городом или поселением, где проживали и занимались повседневным трудом многие люди. Олимпия была общегреческим святилищем, святой землей, где находились храмы общенациональных богов, алтари, жертвенники других богов и героев, помещения для жрецов. Здесь же находились спортивные сооружения (палестры, гимнасии и стадионы) гостиницы для наиболее уважаемых людей, мемориальные памятники.
Обычно Олимпия была малолюдна, здесь находились лишь небольшой штат жрецов, подсобные работники да немного численные паломники. Однако раз в год в четыре года в священном округе Олимпии происходило собрание представителей всего греческого мира, проводилось общенациональное празднество в честь великого Зевса и других высших богов и героев, которое получило уже в древности название – Олимпийские игры. Тихая и сонная Олимпия превращалась в своего рода национальную столицу древней Эллады, куда приезжали греки со всех концов Средиземноморья и Причерноморья: из западной Массалии (совр. Марсель) и восточной Синопы (совр. Синоп в Турции), из северной Ольвии (около совр. Одессы) и блистательной Александрии (Египет). Несколько десятков тысяч посетителей в течение месяца наполняли Олимпию, справляли самое почитаемое религиозное празднество в честь общенационального божества и страстно переживали все перипетии спортивных состязаний.
читать дальшеОлимпийские игры в жизни древних греков заняли выдающееся место. Об этом говорит беспрецендентный факт – их проведение в течение 12 столетий (с 8 века до н.э. – по 4 век н.э.) Какие бы потрясения не случались, раз в четыре года в первое полнолуние после летнего солнцестояния в древней Олимпии совершались общенациональное празднества, ядром которого были спортивные состязания….
Как известно,
Олимпийские игры не воспринимались греками как сугубо спортивные состязания и только. Это были прежде всего с начала и до конца величающее религиозное празднество, которое в классический период греческой истории (5-4 век до н.э.) переросло в важнейшее религиозно-общественное событие общегреческого характера как воплощение принципов панэллинизма. Во время Олимпийских игр раздробленная на сотни полисов, союзов, конфедерация, часто враждующих друг с другом, Греция как бы приобретала свое национальное единство.
Здесь в Олимпии представители греческих городов и полисов, где были свои местные культы, приносили жертвы и возносили молитвы общеэллинским олимпийским богам, со всей очевидностью осознавая свое религиозное единство.
Здесь собиралась вся интеллектуальная элита Греции: ораторы, философы, историки, драматурги, скульпторы, и конечно, поэты Они выступали с чтением своих произведений и вступали в творческие дискуссии.
Конечно, спортивные состязания во время Олимпиад были, так сказать, сердцевиной всего празднества, но они не воспринимались как самодавлеющее явление, а рассматривались в широком общественном и религиозном контексте всего празднества. Они проводились не ради рекордов, они были культовым действие. Участники игр демонстрировали свою преданность и веру в могучее и справедливое божество, они ему посвящали свои победы. Тот, кто одерживал победу в соревновании (его называли – олимпиоником) , рассматривался как приблизившийся к Зевсу, к божественному, он как бы пробивал свою человеческую оболочку и обретал некий божественный ореол, становился до некоторой степени героем. Вот почему в мифах многие олимпийские боги (Аполлон, Арес, Гермес) и герои (Геракл) принимали прямое участие в Олимпиаде наряду с простыми смертными.
Вот почему участник, а тем более победитель должен был обладать, кроме собственно высоких физических данных……, еще и нравственными данными: человек злой, несправедливый, завистливый и подлый по определению не мог принимать участия в Олимпиаде…»
(Из предисловия Кузищина В.И. к этой работе)
Истоки стремления людей к гармонии следует искать не в классической Греции, а гораздо раньше: на грани палеолита и неолита. Выражалось это, разумеется, не только в первых произведениях доисторических скульпторов и художников, но и в образе жизни этих праотцов и их соплеменников.
Речь пока не идет о самой идее (четко сформированной гораздо позже, а о ее прологе, истоках, грядущей основе. Поэтому трудно говорить и о каких-то определенных социально-этических принципах. Первобытный человек (еще далеко не Homo sapiens) лишь едва начинал осознавать, что, предположим, успех на охоте, в бою или на первых межродовых состязаний юношей-инициатров часто достается не только сильнейшему, но более сообразительному тактику. Такой человек являлся надежной опорой племени, пользуясь почетом и непререкаемым авторитетом. И понятно, что именно этот охотник и воин считался самым прекрасным. Так выявлялись первые социальные основы красоты, понятия о совершенстве.
Но первыми учителями человечества в сфере искусства и науки справедливо считаются эллины. Хотя отдельные частицы идеи о гармоничном развитии уже давно, как сказать, носились воздухе, окончательно осознали и объединили эти элементы именно древние греки
Помимо таких известных состязаний как Олимпийские, Истмийские, Немейские, Панафинейские, Герейи, соревнования атлетов проводились по различным поводам.
Сначала игры греков носили преимущественно ритуальный характер. Например, состязания на тризме ради умилостивения богов и души покойного (дабы почтить его память). И одновременно, это был поединок за право владения наследством: львиную долю имущества получал атлет-победитель.
Игры-состязания считались лучшим средством отблагодарить богов за победу в бою, за хороший урожай и даже за удачный брак. Вспомним игры, устроенные Данаем в есть богов-олимпийцев (в качестве приза победители получали в жены дочерей царя), состязания героев, которые утроил Ахилл, оплакивая Патрокла, игры проведенные Тесеем в честь объединения граждан Аттики, и прочее.
Но есть примеры не только из мифологии. Павсаний пишет, что после битвы при Платеях в этом город совершали «каждые четыре года на пятый праздник Освобождения, как которых дают большие награды за победу в беге». В Херсонесе Фракийском состязаниями атлетов была, как известно, почтена память основателя колонии Мильтиада.
Священные игры, помимо общеизвестной религиозной и спортивной стороны, имели и несомненное воспитательное значение. Элланодики (дословно – эллинские судьи, чья власть на стадионах была практически неограниченна, они выполняли функции и судей, и тренеров одновременно. Еще их называли агонофетами) строго штрафовали (а то и наказывали палками) каждого участника, совершившего неэтичный поступок и нарушившего тем самым Олимпийский устав. Так, в 98 Олимпиаду был оштрафован фессалиец Эвпол, подкупивший своих соперников – кулачных бойцов Агетора, Пританиса, Формиона. Последние тоже были наказаны за корыстолюбие.
Виновные подверглись солидным штрафам и карались всеобщим презрением. А на штрафные деньги в Олимпии воздвигались статуи Зевса (т.н. «заны»), пьедесталы которых украшали порой стихотворные надписи нравоучительного характера. Например,
«Победа в Олимпии добывается не деньгами, а быстротой ног и крепостью тела.»
Другой дитрих гласил:
«Состязания в Олимпии – это состязания в доблести, а не в богатстве».
В 201 Олимпиаду александриец Сарапион, испугавшись своих противников, удрал со стадиона, и его оштрафовали за трусость. Презирали таже и лжецов – тех атлетов, которые пытались использовать свое спортивное искусство с целью обогащения.
Иногда бывало, что элланодики выставляли на игры свои конные упряжки и завоевывали веки победителей, и тут же сами судили состязания. Но со временем это было признано недопустимым, неэтичным и запрещено Олимпийским уставом.
Небезопасно было публично опротестовывать мнения судей. Недовольные решением элланодиков имели право опротестовывать их, т.е.обратить к Олимпийскому совету. Но (многозначительно подчеркивалось в уставе) – лишь на свой страх и риск.. Ибо на стадионе все время находились «номофилаки» - чиновники, следящие за строгим соблюдением всех правил на стадионе, в распоряжении которых были отряды рабдухов («палочников»). Провинившихся, грубых атлетов, слишком шумных зрителей, но особенно подавших ложные жалобы на судей наказывали тут же на мест энергично и весьма оперативно.
Но суровей всего наказывали тех атлетов , которые на стадионе изменили своему родному городу. Когда кротонский бегун Астил (одержавший в Олимпии три победы подрял) объявил себя сиракузяниным (небезвозмездно), его земляки немедленно постановили: дом олимпионика немедленно превратить в тюрьму и свалить статуи Астила, поставленные ему за предыдущие победу.
Еще более плачевные оказалось положение победителя 99 игр, бегуна на длинные дистанции Сотада. Кротоняне за то, что атлет вздумал выступить от имени Эфеса, приговорили его к изгнанию (что было равносильно смерти как по моральным, так и по сугубо житейским мотивам).
Лишь много лет спустя, будучи седым стариком, опозоренный и отвергнутый своими гражданами олимпионик вымолил у них прощение и вернулся на родину. По преданию, он умер у пьедестала, на котором когда-то стояло его скульптурное изображение.
Порой к стадионным подменам пытались принудить и мальчиков (происхождение которых было порой сложно установить). Но подавляющее большинство оказывало бешеное сопротивление таким нечестным попыткам.
Звание олимпионика, и просто участника игр обязывало ко многому. Идея гражданской доблести выдвигалась на первый план. Требования выдвигаемые к атлету были очень высоки. Недаром в день открытия игр глашатай объявлял имя и родину участника, спрашивая, не оспаривает ли кто его права на знание гражданина и честного человека (это конкретно предусматривалось один из параграфов Олимпийского устава). Быть атлетом – большая честь, которой надо было дорожить и не ронять ни при каких обстоятельствах.
Рассказывают, что когда в старости атлет Тиманф уже не смог натянуть свой лук, он бросился в огонь.
Культ юноши-атлета, господствовавший в Элладе властно распространился и за пределы Греции. Даже египтяне, тщательно ограждавшие себя от иноземного влияния, «…. По эллинскому образцу устраивают в честь Персея гимнастические состязания всякого рода, названая в награду голову скота, плащи и звериные шкуры.»
Если в послужном списке эллина числились спортивные победы, то его биограф или писатель, просто упоминающий о нем, не проходил мимо этого факта. Состязания пользовались большим уважением, и победа ценилась столько высоко, что первые сановники государства почитали за честь принимать участие в них, с гордостью записывая в официальных документах свои победы (кроме Саши Македонского- мое прим.)
Греки едко высмеивали тех, кто не закалял свое тело, преждевременно толстел и вообще не соответствовал гражданскому идеалу. Вспомним слова Диониса в «Лягушках» Аристофана:
«… До колик на днях
Я смеялся на празднике Панафиней:
Вздумал в беге участвовать кто-то кривой,
белотелый и пухлый»
Трудно перечислить все почести, которые воздавались атлету –победителю. Помимо наград, в его родном городе под портиком выставлялось его изображение в красках, в честь олимпиоников и победителей других панэллинистичеких игр чеканились особые монеты: он был первым кандидатом на почетные общественные должности, для победителя были первые места в театре, на праздниках и…на поле боя. Но всегда наивысшей и самой желанной наградой оставался венок победителя (из ветвей священной оливы, пальмовый, сосновый, из петрушки, сельдерея и лавры).
Атлет, увенчанный в Олимпии трижды, или периодоник (победитель на четырех главных играх в течение одного четырех летнего периода) могли поставить в Олимпии свое изображение. Часто это делали их соотечественники. Некоторые даже обожествлялись еще при жизни. Так, периодоник Эфиалий имел право приносить своему золотому изображению жертвы, как статуе бога.
Впрочем, известны случаи, когда в Альтисе устанавливали статуи и простых олимпиоников, что оговаривалось в надписях на пьедестале. Когда олимпионик возвращался домой с наградами, соотечественники разбирали крепостную стену и через необычный проход атлет торжественно вступал на родную землю. Таким вот образом давали понять, что городу не нужны стены, атлет сам защитит и город и своих сограждан.
После поражения при Херонее священные игры фактически носили характер соревнования между ослабленными распрями и войнами греческими государствами. Еще через 2-3 столетия статьи Олимпийского устава постепенно утрачивают свое значение. Все чаще атлеты-любители уступают свое место профессионалам, выходцам из среды пролетаризированной массы.
Впрочем, древние традиции не собирались сдавать свои позиции. Например, солдаты Филиппа Македонского как-то ограбили путников, направляющихся на очередные Олимпийские игры, и отцу Александра пришлось выплатить штраф и даже принести извинения.
В 420 году спартанцы за нарушение священного перемирия (осада города Лепреи) были исключены из списка участников. В ответ Спарта осадила и захватила Священную Олимпийскую округу, принудив элейцев не только покорится, но и заключить с ними договор о дружбе.
Отношение Александра к Олимпии было благожелательным (несмотря на то, что сам Александр недолюбливал атлетов – мое примечание) В 324 году в Олимпии был провозглашен мир между всеми греческими народностями и государствами, и одновременно – общая амнистия для всех эллинов, которые были изгнаны по политическим мотивам.
Римское владычество можно считать относительно спокойным временем (правда, Сулла ограбил храмы, вывез все ценности, а спортсменов вытребовал в Рим, где они состязались лишь в беге). Но благодаря интересу Адриана, Августа. Нерона, Тиберия Олимпийский огонь все еще греет. Продолжение в комментариях: