Странно, что, регулярно рассматривая изображения Александра, мы не вспомнили о нем.Лисипп (Λύσιππος ) относится к числу тех скульпторов, о которых, к счастью, сохранились более или мнеее достаточно обширное свидетельство в античных источниках: Плиний, Плутарх, Ксенократ, биографы Александра, Афиней, Дурис, Гай Ве́ллей Пате́ркул и многие другие, вот далеко неполный перечень. Плюс ее несколько надписей подтверждают эти тексты.
Он родился примерно около 390 года до н.э., а расцвет его творчества приходится на 328-325 годы, хотя его карьера началась лет за 40 до этого периода и продолжалась, по крайней мере, до 316 года, когда, согласно Афинею, Кассандр сделал ему заказ для только что основанной Кассандреи. Морено продлевает его карьеру, на основании надписи-посвящения (поврежденной) Кратера (ниже) в Дельфы, до 305-300 года.
Начинал он как обыкновенный ковщик бронзы, но, как приводит Плиний слова Дуриса, Лисипп начал творить, когда услышал ответ живописца Евпомпа из Сикиона на вопрос, чьим последователем он является. Тот сказал, указывая на толпу людей, что нужно подражать Природе, а не художнику.
Он чередовал свои путешествия и работу в Сикионе, и был весьма плодовит в плане творчества, судя по тому, что оставил после себя порядка 1 500 произведений.
Был придворным скульптором, вероятно у Филиппа, потом у Александра. Плутарх писал о Лисипповском порицании, которое этот знаменитый скульптор высказал по адресу своего собрата по искусству, живописца Апеллеса, относительно неестественности его изображений Александра Македонского. Именно Апеллес сделал Александра Македонского Зевсом Громовержцем, в то время как если бы он дал ему в руки не перун, а копье, то этим бы выразил не то отношение к Александру, которое было кратковременно у обожествлявших его льстецов, но то, которое осталось к нему у всех и всегда.
Плиний пишет: "Передают, что он очень много способствовал усовершенствованию скульптуры своей манерой изображать волосы, хотя головы он делал меньше, чем более древние художники, а само тело тоньше и суше, благодаря чему получилось такое впечатление, будто его статуи были выше ростом. Симметрия, которую Лисипп соблюдал с наивысшей тщательностью, не имеет соответственного латинского названия; при этом Лисипп применял новую и не примененную дотоле манеру построения фигур, вместо квадратных, как это делали старые мастера, и он заявлял, что те делали изображения людей такими, какими они бывают в действительности, а он сам – такими, какими они кажутся. Отличительным свойством Лисиппа являются и те хитро придуманные тонкости, которые он соблюдал даже в мельчайших подробностях своих произведений".
осторожно! много картинокЕго произведения, упомянутые в литературных источниках (Большинство изображений являются предполагаемыми копиями Лисиппа или его школы):
Божества:
• Шестифутовый Зевс в Таренте
• Зевс Сикионский
• Зевс Немейский в Аргосе, возможно из Немеи (?)
• Зевс и Музы, Мегара
• Посейдон в Коринфе
• Дионис на Геликоне
• Гелиос в своей колеснице на Родосе, позже – в Риме.
• Эрос в Феспии
• Кайрос Сикионский, позже в Константинополе
Герои
• Сидящий Геракл в Таренте, позже в Риме, а затем в Константинополе.
• Геракл в Сикионе
• Геракл покоренный Эросом
• Отдыхающий Геракл
• Все подвиги Геракла (12 статуй), позже в Риме
Копии:
Геракл и Гидра
Геракл и Телеф
Портреты
• Эзоп и семь мудрецов
• Портреты Александра в юности
Голова из Пеллы
Предполагаемая копия слепка с лица Александра в 22 года.
• Александр (м.б несколько) с копьем
Плутарх в Морали приводит эпиграмму на некую статую Александра работы Лисиппа
«Кажется, статуя смотрит на Зевса словно сказать она хочет-
Возьми свой Олимп, мне же землю оставь.»
Триумфальная статуя Александра, копия Лисиппа
Александр из Кирены, с головой Букефала, копия Лисиппа
Голова с Афинского Акрополя. Одно из самых раних изображений определенно Александра
• Александр верхом, позже в Риме
• Александр и гетайры, павшие при Гранике, в Дионе, Македония, позже в Риме.
Гай Ве́ллей Пате́ркул:
«Метеллий Македонский привез из Македонии группу всадников которых установили лицом к храмам, и сейчас они составляют основную достопримечательность. Что касается происхождения этой группы, то говорят, что Александр заказал Лисиппу сделать реалистические портреты его гетайров, которые пали при битве при Гранике и разместить среди них и себя.»
• Александр и Кратер на львиной охоте, посвящение Кратером в Дельфы (совместная работа с Леохаром, согласно Плинию)
Надпись – посвящение в Дельфах:
«Кратер, сын Александра, посвятил их Аполлону,
Муж благородный, славный, и знаменитый,
Но разместивший их здесь – Кратера сын опечаленный,
Лишь выполняющий волю отца
Во славу, для удовольствия и вечной памяти, о странник,
Помотри, как этот охотник на этого льва, быков пожирающих,
Вместе с Александром, славным правителем Азии
Он был помощником царю в его победе,
Он поразил льва, когда тот набросился на них,
словно овцу на далеких границах Сирии.»
Абсолютно понятно, что посвящение было сделано минимум после 321 года, т.е. после смерти Кратера
Возможно, копия части той группы. Александр.
• Возможно, Гефестион
• Пелопид, посвящение фессалийцами в Дельфы
• Праксилла, позже – в Риме
• Пифей Абдерский, в Олимпии
• Селевк, позже римская копия
• Сократ, в Помпейоне в Афинах
Статуи победителей
• Борец Эгий, в Фарсалах.
• Борец Хилон из Патр, в Олимпии
По Павсанию, Хилон, ахеец из Патры, был дважды победителем в борьбе в Олимпии, и один раз в Дельфах, четыре – на Истмосе и три – в Немее. Он был погребен за счет государства ахейцами, после того как был убит в битве, судя по надписи в Олимпии.
В борьбе самолично побеждал я - в Олимпии дважды, и на Играх Пифийских
Трижды - в Немее, и четырежды - на Истме у моря,
Хилон, сын Хилона из Патры, Ахеец,
Был погребен за отважность в военной битве.
Считается, что пал в битве либо при Херонеях в 338 году, либо в битве при Ламиях, когда ахейцы выступили против Антипатра.
• Мальчик-боксер Калликрат из Магнезии, в Олимпии
• Мальчик-панкратиаст Корвейдас из Фив, в Фивах.
• Панкратиаст Полидам из Скотуссы, в Олимпии
• Возница Троил из Элии, в Олимпии
• Панкратиаст Филандрид из Статоса, в Олимпии
• Апоксимен, позже в римской копии
Различное
• Посвящение (обнаженный мужчина) в Коринфе.
• Еще некое посвящение в Коринфе
• Посвящение в Линде.
• Статуя посвящение от Ферамена в Мегаре
• Статуя в Фермоне, похже переделаннная Пейдием из Гераклеи.
• Пьяная флейтистка
• Сатир в Афинах
• Павший лев в Лампсаке, позже – римская копия.
• Лошади, вскидывающие ноги
• Группа возниц
Работы, относящиеся к Лисиппу с наименьшей долей вероятности
• Тимоксен сын Тимоксена, в Асклепейоне на Косе.
• Бык, позже – римская копия.
• Самосская Гера, позже – в Константинополе
• Миррилини, позже – римская копия.
• Копия Фарнезского Геракла, Флоренция
• Статуя с дельфином (Афродита или Посейдон)
Период Диадохов был закатом эпохи классической скульптуры, хотя живопись была все еще в зените. Подлинное эллинское искусство остановилось с сыновьями Праксителя и школой Лисиппа.
Гермес
Эрот
Аристотель
Бог. Возможно Арес
Посейдон
Его семья:
Брат:
Лисистрат (Λυσίστρατος )
Мог помогать брату, и также был в 328-325 гг. крайне известен портретами (Татиан). Который, согласно Павсанию, первый стал ваять лица с портретным сходством, для этого он даже снимал с живых лиц гипсовые слепки.
Сыновья:
Евтихид (Ευτυχίδης ). Старший сын, который служил при дворе Александра, и также ваял великого полководца. Известен своей колоссальной скульптурой Тихе.
Возможно, статуя Тихе в Антиохии повторяла, правда в миниатюре, эту статую.
Очень большая голова, возможно, как раз Тихе была найдена в Сикионе.
Автор Трофония в Лебадее, портретов нескольких женщин и группы Феспиад, дочерей Феспия, которых Геракл оплодотворил за одну ночь.
Другие его работы – это Еврот, статуя победителя в Олимпии, и Liber Pater (это-ипостась Диониса).
Он был также художником. Мы знает о его работе «Ника на колеснице»
Он использовал аскетический стиль, но в остальном подражал отцу.
Даиппос (Δαΐππος ) Из его работ мы знаем о статуях двух олимпийских победителей и Периксиомена.
Боидас (Βοιδας ). Наименее известен. Сохранилась статуя «Молящийся мальчик», находящаяся в Берлине.
На самом деле, Молящийся – это условное название, так как точно установлено, что кисти статуи были монтированы в 17 веке, и до сих пор идут споры - Читающий ли мальчик или молящийся.
Если есть еще изображения – кидайте в этот тред.