Описывая окружение Филиппа, отца Александра (для того, чтобы читатель имел представление в какой среде рос будущий полководец), Поль Фор в своей книге «Александр Македонский» из серии «ЖЗЛ» приводит слова современника Филиппа Феопомпа: «Все бесстыдники и безобразники, которые только могли отыскаться в Греции или у варваров (кого интересно в данном контексте Феопомп именует варварами? Какие есть соображения?), собирались в Македонию к Филиппу, и здесь их именовали товарищами царя (гетайрами). … Вообще Филипп отсылал прочь всех тех, кто был добронравен и заботился о том, чтобы жить прилично, а мотов и погруженных в пьянство и игру в кости почитал и отличал. … Так, некоторые из них, будучи мужчинами, проводили время в том, чтобы брить и выскабливать тело, другие же дерзали сходиться друг с другом имея бороды. Они повсюду таскали за собой по двое и по трое любовников, а сами оказывали другим те же услуги, что любовники – им. Так что правильно кто-то назвал их не гетайрами, а гетерами, и не воинами, а девками. …»

А сам Фор добавляет: «…Мужеложство и ритуальное пьянство входили в число армейских традиций той эпохи. В четырнадцать лет, после того как брат Филиппа Пердикка был убит узурпатором трона, его самого в качестве заложника отправили в Фивы, где он мог восхищаться Священным отрядом, сформированным исключительно из любовников, и предаваться тому же, что и они».

Однако при этой характеристике Фор не умаляет качеств Филиппа как дипломата и опытного интригана, способного быть приветливым, убедительным в своем красноречии.



Ну и что вы скажете по поводу этого? Хорошо это, плохо или нормально?